Пятница , 11 апреля 2025

Владимир Богаткин. От Арбата до рейхстага. Театр и художник в годы войны.

С 15.04 до 30.06.2025 в Доме-музее А.П. Чехова.

К 80-летию Великой Победы в отделе ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова» открывается выставка «Владимир Богаткин. От Арбата до рейхстага. Театр и художник в годы войны».

Творческое наследие Владимира Валерьяновича Богаткина (1922–1971) — графика, иллюстратора и сценографа — бережно собрано на выставке, созданной ГМИРЛИ имени В.И. Даля в содружестве с Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова и Государственным историческим музеем.

Выросший в театральной семье, Владимир Богаткин был погружен в бурлящую культурную жизнь Москвы 1920–1940-х годов и с детства впитал дух товарищества, царивший в вахтанговской среде. Ксения Семенова, мать художника, была выдающейся актрисой и педагогом по речи. Она работала с Борисом Щукиным, Рубеном Симоновым, Борисом Захавой, Марией Бабановой, Максимом Штраухом и другими звездами вахтанговского театра. В ее квартире на Арбате в 1913 году произошла первая встреча будущих студийцев с Вахтанговым, она – одна из первых и самых верных учениц и последователей мастера.

В годы Великой Отечественной войны многие московские театры выезжали на передовую с фронтовыми бригадами, работали в тылу. Театр имени Евг. Вахтангова был в авангарде творческой интеллигенции, следовавшей девизу «Все для фронта! Все для победы!».

Владимир Богаткин узнал о начале войны в Уфе, где он работал художником-постановщиком Национального театра драмы, и уже в июле 1941 года вернулся в Москву. В ночь на 23 июля в Театр Вахтангова попала бомба, в тот же день художник сделал карандашный рисунок руин театра.

14 октября 1941 года театр отправился в эвакуацию в Омск, где и вахтанговцы делили сцену с местной труппой: четыре дня – московский театр, три – омский.  Спектакли шли несколько раз в день: в 10:00, 14:30, 20:00 и 00:00 или 00:30. Каждое представление, состоявшее из спектакля и концерта, продолжалось 3–4 часа. Театр был необходим и важен, ведь подлинное искусство призвано давать людям силы, поддерживать дух и помогать выстоять в самых тяжелых испытаниях.

Владимир Богаткин оформил дипломный спектакль «Ночь ошибок» (по Оливеру Голдсмиту, Школа при Театре им. Вахтангова, Омск, 1942, режиссер Л. М. Шихматов) и уже после войны, в 1947 году, — спектакль «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, Театр им. Вахтангова, Москва, режиссер Б.Е. Захава).

Суровой и снежной зимой 1941/42 года Владимир Валерьянович Богаткин жил в арбатских переулках, в квартире артистов театра имени Евг. Вахтангова — В. К. Львовой и Л. М. Шихматова, уехавших с театром в эвакуацию в Омск. Вернувшись с фронта в составе бригады вахтанговцев, В.В. Богаткин не находил себе места.

«Рисовал я тогда мало, искусство казалось абсолютно ненужным, – признавался спустя десятилетия в своей книге «Годы войны» художник. – Однако случайно найденная чистая толстая тетрадка с хорошей бумагой невольно потянула к работе. Придя домой, я стал рисовать то, что видел сегодня, что запомнилось. Рабочий патруль, очередь у магазина на Арбате, солдат, с которым переждали тревогу, и дежурный по военкомату».

Летом 1942 года Владимира Богаткина призвали в армию. Он служил в железнодорожной охране, что дало возможность бывать в Москве и видеться с художником М.В. Нестеровым, знакомство с которым оказало на него большое влияние.

Владимир Богаткин прошел путь от Арбата до Рейхстага. С 1944 по 1958 год он работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова и посвятил свое творчество отображению жизни Советской Армии. Уже в конце марта 1944 года он отправился в первую командировку — в Крым. За ней последовали Карельский перешеек, Румыния, Венгрия, Польша, Германия.

В последние дни войны Богаткин зарисовывал улицы Берлина, затем Дрездена и Праги. В составе бригад грековцев он неоднократно выезжал на фронт, создавая рисунки, эскизы портретов советских воинов и запечатлевая эпизоды боев. Его вклад отмечен медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Театр – искусство мимолетное: спектакль играется здесь и сейчас. Живопись и графика – наследие на века. Это документы, передающие будущим поколениям не только облик исторических событий и мест, но и их атмосферу, настроение, эмоции.

На выставке представлены живописные и графические работы В.В. Богаткина (в том числе, экспонируемые впервые), запечатлевшие события и людей – от Арбата до Рейхстага. Дополняют экспозицию художественные принадлежности мастера, фотографии, эскизы и сценография к спектаклям «Ночь ошибок» и «Молодая гвардия», а также иллюстрации военных лет из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и частных коллекций.

Кураторы: Анна Бруссер, Эрнест Орлов.

Информация (на 05.04.2025):

Дом-музей А.П. Чехова.

Адрес: улица Садовая-Кудринская, дом 6, строение 2.

Ближайшие станции метро «Баррикадная» и «Краснопресненская».

Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00.

Понедельник – выходной день.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

Сайт – https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-a-p-chekhova

Телефон: +7 (495) 695-53-08.

Смотреть еще

Проект «Покажи музей»: ГМИРЛИ имени В.И. Даля провел на презентацию видеогидов на русском жестовом языке.

Проект «Покажи музей»: ГМИРЛИ имени В.И. Даля провел на презентацию видеогидов на русском жестовом языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *