С 03.04 до 01.06.2025 в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии Наума Грановского «Москва: от первых такси до олимпийских строек», приуроченную к его 115-летию.
Наум Грановский — один из лучших архитектурных фотографов, и именно Москва всегда была в фокусе его внимания. Фотографии Грановского — это уникальные свидетельства того, как стремительно менялся архитектурный облик столицы с середины 1920-х по 1980-е годы, а вместе с ним — жизнь города и москвичей.
На выставке также представлена редкая кинохроника Москвы, показывающая столичную жизнь разных лет: работу рыночных площадей, извозчиков и такси, открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) и бассейна «Москва», строительство новых домов и районов, рекламу советских гостиниц, магазинов и др.
Наум Грановский родился в 1910 году в городе Александрия. Фотографией увлекся в юности и снимал на подаренный отцом «Кодак». В 1926 году Грановский переехал в Москву, где устроился лаборантом в только что открытый цех «Пресс-клише» при агентстве ТАСС. Спустя год его взяли в штат фотокорреспондентом.
1920-е годы — время тектонических изменений в архитектурном облике Москвы и в укладе ее жизни. По ранним снимкам Грановского можно проследить эволюцию столичного транспорта, который менялся вслед за ускорявшимся темпом жизни москвичей и ростом населения.
В 1931 году Наум Грановский назначен начальником цеха массовой печати «Союзфото» — крупнейшего объединения, отвечавшего за выпуск фотоиллюстраций для советских и международных печатных изданий. С 1934 года он работал в Государственном издательстве изобразительных искусств (ИЗОГИЗ).
Принципиальной задачей ИЗОГИЗа была демонстрация успехов нового советского государства. Съемка грандиозных строек и архитектурных видов считалась одним из важнейших инструментов визуальной пропаганды.
Одним из самых амбициозных градостроительных проектов советской власти стал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, превративший столицу в гигантскую стройку. С некоторыми корректировками он будет действовать вплоть до 1970-х годов.
План подразумевал расширение улиц и площадей, в том числе Красной и Манежной, создание парков нового типа, строительство канала Москва — Волга, мостов и метро, возведение многоэтажных жилых домов и циклопического Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
Во время войны Наум Грановский служил фотокорреспондентом газеты «Тревога», снимал на передовой и в тылу, продолжал вести летопись жизни города и его обороны. После окончания войны он вернулся в «Фотохронику ТАСС», где проработал практически до самой смерти в 1984 году.
Послевоенные годы — период расцвета Большого стиля или сталинского ампира. Его апофеозом стало строительство семи (по изначальному проекту восьми) высоток. 7 сентября 1947 года в день 800-летия Москвы были установлены закладные камни будущих зданий. Строительство последней высотки — гостиницы «Украина» — закончилось уже в новую эпоху в 1957 году.
В середине 1950-х годов в стране и в Москве, в частности, была острейшая нехватка массового жилья. Новым задачам отвечал архитектурный модернизм, интерес к которому вновь актуализировался на волне хрущевской оттепели.
В Москве возникли новые микрорайоны (Новые Черемушки, Хорошево-Мневники, Химки-Ховрино и др.) с массовой застройкой пятиэтажными домами — «хрущевками». Сегодня многие из этих домов, прозванные «хрущобами», попадают под реновацию, а во второй половине 1950–1960-х годах они были стилеобразующим явлением, опирающимся на наследие советского модернизма 1920-х годов.
Знаковым ансамблем советского модернизма стал «образцово-показательный» проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Его строительство было задумано еще в 1935 году в рамках Генплана, но осуществить замысел удалось лишь в 1960-е годы.
Новый импульс к изменению облика столицы дала Олимпиада 1980 года. Активное строительство началось вскоре после того, как в 1974 году Москву выбрали местом проведения Летних Олимпийских игр. В рамках подготовки к этому событию были построены спорткомплекс Олимпийский, гостиницы «Космос» и «Салют», Центральный Дом Туриста, Олимпийская деревня, включавшая 18 жилых панельных домов для спортсменов из разных стран, и другие объекты.
Архитектурная фотография — сложнейший жанр. Это и искусство, и документация, требующая безупречных технических навыков. Москву часто снимали выдающиеся фотографы, в том числе представители русского фотоавангарда Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов. Однако пик их творчества пришелся на 1920–1930-е годы. Наум Грановский работал вплоть до середины 1980-х, и это давало ему возможность возвращаться на определенные точки съемки в разные годы.
Фотограф тщательно готовился к съемкам и заранее разрабатывал план-сценарий. В нем были указаны объекты, время и точки съемки. Грановский учитывал положение солнца в разное время суток и выбирал подходящий час так, чтобы получить нужный световой эффект. Узнаваемые черты его стиля: четко выстроенная перспектива, внутренняя динамика композиций, высокая точка съемки.
Наум Грановский создал более чем полувековую фотолетопись архитектурного облика Москвы. Его уникальное наследие позволяет проследить, как радикально менялись одни и те же городские пространства с течением времени. Последние 15 лет архитектурный облик Москвы, ее социальная инфраструктура разительно и динамично меняются. Чтобы запечатлеть эти изменения, нужен новый фотолетописец.
МАММ благодарит Галерею Люмьер и лично Наталью Григорьеву-Литвинскую за щедрый дар — 40 работ Наума Грановского — пополнивший собрание музея.
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Соорганизатор: Галерея Люмьер.
Информация (на 02.04.2025):
Мультимедиа Арт Музей.
Адрес: улица Остоженка дом 16.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость входных билетов – 700 рублей, студенты и многодетные родители – 350 рублей, пенсионеры и школьники – 100 рублей.
Сайт – https://mamm-mdf.ru
Телефон: +7 (495) 637-11-00 (справочная).