До 16.04.2017 в Электромузее в Ростокино.
Выставка посвящена алгоритмическому искусству – произведениям, которые создал не человек, а компьютер или механика.
Алгоритмическое (или генеративное) искусство активно развивается в последние десятилетия благодаря широкому распространению компьютеров и программного обеспечения. Но в действительности история намного длиннее.
В XVIII веке Вольфганг Амадей Моцарт, проанализировав структуру менуэта, понял, что можно создать огромное количество пьес, просто подставляя в готовую структуру предварительно написанные фрагменты.
Для рэндомизации процесса он использовал игральные кости: выпавшее число определяло, какой именно фрагмент идет в работу. Таким образом первый в истории человечества арт-генератор придумал не кто иной, как Моцарт.
Его «Музыкальная игра в кости» («Musikalisches Würfelspiel») будет представлена на выставке «Автоматическая душа» в виде компьютерной программы.
Первый советский арт-генератор разработал и привел в действие математик Рудольф Зарипов. Впервые об автоматизированном способе сочинения музыки он задумался еще в музыкальном училище, но к созданию его приступил, уже работая на ЭВМ «Урал».
Машинное конструирование мелодий долго не шло на лад — Зарипов видел бесконечное многообразие мелодических оборотов, но никак не мог найти одну изящную формулу, всех их объединяющую.
И только в 1959-м алгоритм наконец был написан, и машина смогла «сочинить» три вальса и несколько маршей. Сам Рудольф Зарипов называл эти произведения «Уральскими напевами» — по имени композитора. На выставке в «Электромузее» их можно будет послушать и узнать много интересного об их создании.
«Автоматическая душа» — уникальная экспозиция, представляющая арт-генераторы разных направленностей, от создающих фигуративные изображения до сочиняющих тональную музыку.
Все, что будет показано на выставке, — совсем уже недалекое будущее, когда картины, стихи, песни будут создавать не люди, а роботы.
Так, к примеру, программа «Percussionist’s Diary», разработанная сербским музыкантом и программистом Андреа Андричем, уже сейчас генерирует вполне приличные ритмические композиции.
А «AARON» — программа, которую ее создатель, художник Хэрольд Коэн, считал соавтором, — рисует более чем достойные картины. Собственно, Коэн был одним из первых, кто пошел дальше и задался вопросом: а может ли машина быть креативной и создавать художественные произведения без участия человека? Через двадцать три года компьютерных экспериментов ответ был готов — кажется, может.
Алексей Шульгин, куратор, медиахудожник:
«Если присмотреться внимательно к произведениям Пикассо, Матисса, Модильяни, Брейгеля, можно увидеть что-то общее в работах каждого мастера. Мы называем это «авторским стилем». Можно сказать, что авторский стиль — это программа, установленная у художника в голове, и вариативность произведений создается изменением параметров в этой программе. Современные технологии позволяют в автоматическом режиме делать то, что раньше делалось вручную.
И это касается не только механических видов труда, но и искусства. Представленные на выставке проекты говорят о неминуемой автоматизации труда художника».
Информация (на 22.02.2017):
Электромузей в Ростокино.
Адрес: Ростокинская улица, дом 1.
Ближайшая станция метро «ВДНХ» и всего в 10 минутах ходьбы от станции МЦК «Ростокино».
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.