До 26.03.2017 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.
Камерная выставка представляет работу западноевропейского мастера XVI века, близкую по сюжету знаменитой «Флоре» (ок. 1515–1520) итальянского живописца Франческо Мельци (1493–1570), хранящейся в Государственном Эрмитаже.
В 2016 году она была представлена в стенах этого музея на выставке «Две «Флоры». По манере исполнения «Портрет женщины в образе Флоры» напоминает произведения Леонардо: та же мягкая светотень-сфумато, изысканная сдержанность цветового решения и легкая полуулыбка.
Известный исследователь творчества великого мастера, профессор Калифорнийского университета Карло Педретти считает эту работу созданной художником Академии Леонардо да Винчи во Франции.
«Образы Флоры» – один из первых проектов долгосрочной программы камерных выставок из запасников музея в пространстве постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. Подобные показы помогают обогатить представление как об истории отечественного искусства, так и о собрании Галереи.
Эти выставки будут демонстрироваться в разных залах Третьяковской галереи, в том числе и в наименее посещаемых, чтобы внести нечто новое, свежее и неожиданное в ставшее привычным за многие десятилетия пространство музея.
В течение многих столетий образы прекрасных женщин были связаны с символикой цветов – неисчерпаемым источником метафор, пронизывающих всю историю европейского искусства.
На выставке Флора представлена в окружении картин и скульптур XVIII – середины XIX века из фондов Третьяковской галереи. Цветочные мотивы наделены в них особым смысловым подтекстом.
Посланцы Флоры являются атрибутами евангельских персонажей, рождают ассоциации с мифами, выступая зримой метафорой божественной красоты и загадочного женского очарования. Выставка отражает преемственность цветочных иносказаний и их интерпретацию в культуре разных эпох.
Метафорический «язык цветов», наследие Античности и Ренессанса, нашел отражение в творчестве представителей отечественной академической школы. Излюбленной метафорой искусства барокко и классицизма являются розы, один из древнейших символов молодости и женского очарования.
С цветущей розой можно сравнить красавицу, запечатленную неизвестным скульптором XVIII века, костюм и прическа которой украшены распускающимися бутонами.
Розы подчеркивают аллегорический характер изображения княгини Е.Ф. Долгоруковой, предстающей на портрете кисти И.Б. Лампи в виде древнегреческой богини юности Гебы.
В портрете великой княжны Александры Павловны, исполненном В.Л. Боровиковским, розовый венок напоминает об ожидающем девушку брачном венке Гименея.
Романтическую многозначительность приобретают цветочные мотивы в искусстве первой половины и середины XIX века. Лилии и розы, традиционные эмблемы Богородицы, в картине Ф.А. Бруни выступают символом прославления чистоты и женственности.
Лозы плюща и винограда — атрибуты древнегреческих нимф и вакханок — придают возвышенный характер элегантному облику героинь на полотнах Т.А. Неффа и И.К. Макарова.
В каждом представленном на выставке произведении посланцы Флоры создают нежный образ женщины-цветка.
Информация (на 25.01.2017):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 11.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10.
Ближайшая станция метро – «Третьяковская».
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Стоимость комплексных билетов для посещения экспозиций и временных выставок в Лаврушинском переулке, 10 и на Крымском Валу: взрослые – 700 рублей, льготные категории – 250 рублей.
Комплексные входные билеты и входные билеты с открытой датой не дают права посещения выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль. Караваджо» (Лаврушинский пер., 12)