До 16.02.2017 в Концертно-выставочном зале «В доме Нащокина».
В течение месяца почитатели проекта Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть воссоздание вершинного творения конца XV века — фресок Ферапонтова монастыря Дионисия.
Единственный полный цикл, принадлежащий кисти знаменитого московского иконописца, сохранился далеко от культурной столицы — на Вологодчине, но непревзойдённый уровень его исполнения ставит имя Дионисия в один ряд с именами его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, равно как и современников — Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Выставочно-издательский проект Холдина органично ввёл творение Дионисия в пространство современной культуры, словно вдохнув в него новую жизнь.
Выставка, одиннадцать лет назад стартовавшая в Третьяковской галерее, с успехом ездит по миру и уже не раз работала на московских площадках, тем не менее интерес самой широкой публики к новому опыту фото-исследования памятника, живущего в малодоступном для рассматривания пространстве древнерусского храма, не ослабевает.
Материал трагически погибшего в 2007 году Ю. Холдина, еще при его жизни воспринимали как «опередивший время»: живое внимание зрителей к каждой новой выставке — свидетельство перспективности поднятых им проблем.
В самом Ферапонтово, фрески, восприятие которых зависит от переменчивого спектра освещённости их естественным дневным светом, от ракурса рассматривания их в объёмной световоздушной среде, сложны для изучения.
Попытки показать их широкой аудитории возникали не раз за последнее столетие и продолжают предприниматься постоянно, но вопросы качества, аутентичности, осмысленного разворачивания замысла великого иконописца ни в фотографии, ни в полиграфии до Холдина не ставил никто.
Главное препятствие для различных экспериментов с копированием — будь то рукотворное (живописное), или техническое (оцифровывание) — само произведение, которое создавалось в эпоху неповторимого духовного взлёта на Руси, когда икона взяла на себя функцию богословия.
Внутреннюю силу образа, умозрение художника повторить невозможно, но, как утверждал Юрий Холдин — можно открыть пластикой другого искусства: «Искусство не может ставить перед собой задачу копировать другое искусство по определению.
Произведения фотоискусства не претендуют на то, чтобы быть фресками Дионисия. Но как ни парадоксально, только это искусство может максимально точно донести до зрителя особенности фресок и окружающего их мира».
Исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, Холдин пришёл к заключению, что гармония цвета, колорита и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня.
А значит, тот «правильный цвет», который правилен только по отношению к цифровой системе координат, будет жёстким препятствием для передачи опыта живого, осмысленного соприкосновения с оригиналом.
Зрителя, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа собора Рождества Богородицы — мы словно попадаем в пространство тёплого света.
Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате удалось добиться Юрию Холдину, взгляд которого беспрепятственно погружает нас из века XXI в век XV.
Информация (на 16.01.2017):
Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина».
Адрес: Гагаринский переулок, дом 4/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: понедельник – пятница с 10:00 до 19:00, в субботу и воскресенье – по предварительной договоренности.
Информация по телефону: +7 (910) 426-81-45