Четверг , 5 декабря 2024

Абрам Эфрос. Отражения. Две выставки.

Фрагмент статьи из журнала «Театральное обозрение». 1921 год.

Станислав Юлианович Жуковский, фотография
Станислав Юлианович Жуковский, фотография

 

Признанное в наше время классикой отечественного искусства, творчество Станислава Жуковского в первые годы после Октябрьской революции подвергалось нещадным нападкам со стороны левой критики. Примером тому может служить статья А.Эфроса – живое эхо событий столетней давности.

«Судьба наших двух выставок в этом отношении показательна. Она не одинакова. На художника с несомненным большим прошлым, как Коровин, она легла не одним бременем, но известной долей апофеоза. Для художника же таких сил, как Жуковский, она просто подвела давно предчувствовавшийся итог и каллиграфически под чертой выписала нуль.

Те лица, которые были на выставке Жуковского и прочли в каталоге восторженное предисловие г. Хвойника, вероятно, обратили внимание, что в нем сказаны все слова, какие только можно найти в перечне официальных восторгов, высказываемых по случаю юбилейного благополучия чествуемого лица.

 

Мартирос Сарьян «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса» 1944 Холст, масло 65x48 - Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва
Мартирос Сарьян «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса» 1944
Холст, масло 65×48 – Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва

 

Это произошло не только от капитального безвкусия Хвойника. Это произошло еще и потому, что раз уже заставил себя человек восторгаться Жуковским, то ничего другого, кроме чеховского «дорогой и многоуважаемый шкаф», ему не сказать.

Пока Жуковский подавал себя на выставках «Союза русских художников» небольшими порциями или, вернее, не очень большими порциями, и пока между выставкой и выставкой проходил годовой перерыв, – мы, морщась и раздражаясь перед его живописью, кой о чем успевали забывать и кой на что продолжали надеяться.

Ретроспективная выставка зачертила, несмотря на все свои пробелы, общую линию работы Жуковского, и обнаружила две вещи, равно убийственные: во-первых, что не бог весть каким, но все же художником, он был лишь в ранние годы, когда у него хватало еще смирения и робости подходить к своему ремеслу просто и беспритязательно, во- вторых, что совсем не нужно утверждать, будто у него вдруг с палитрой что-то случилось, и он сразу бесповоротно опал.

 

Станислав Жуковский "Вечер. Интерьер" 1920 Холст, масло, 78х82 - Частное собрание
Станислав Жуковский “Вечер. Интерьер” 1920
Холст, масло, 78х82 – Частное собрание

 

Обычно это приурочивают к тому времени, когда Жуковский стал писать свои «интерьеры», очень шикарные и очень противные. «Интерьеры» – это заматерелая болезнь. Момент падения произошел не тогда, а много раньше, когда Жуковский стал применять этот самый «шик» в своих пейзажах – стал фабрить, сурьмить и румянить русскую природу.

В этом самом виде она стала очень ходким товаром: уличная красавица – но за этот свой вид она отняла у художника чутье и меру, – месть праведная и достойная! С тех пор по сей день Жуковский тянет одну линию, иной раз – чуть лучше, иной раз – чуть похуже, но всегда вне круга настоящего искусства и настоя­щих художников»

«Театральное обозрение», 1921, №8, с.6-7

 

Фрагмент статьи из журнала "Театральное обозрение", посвященной Айседоре Дункан - № 1 1921 год
Фрагмент статьи из журнала “Театральное обозрение”, посвященной Айседоре Дункан – № 1 1921 год

 

Реакция художника на эту статью описана у М.И. Горелова со слов очевидца инцидента Н.П. Пахомова.

Скандал разразился 1 февраля 1922 года в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, которая помещалась на Пречистенке в бывшем особняке М.К. Морозовой. А.М. Эфрос был членом этой коллегии.

В приемную, в которой находились Эфрос, художник В.Г. Бехтеев, секретарь коллегии С.А. Детинов, вошел Жуковский, бледный как полотно, держа в руках журнал «Театральное обозрение» №8, в котором была опубликована статья.

Увидев Эфроса, Жуковский обратился к нему с вопросом: «Вы рецензент Эфрос и это вы писали?» Получив утвердительный ответ, Жуковский, подойдя вплотную к Эфросу, дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом, после чего бросил на пол журнал и удалился.

Весть о скандале с быстротой молнии распространилась по всей Москве. Разгорелись жаркие споры о том кто виноват в содеянном или кто больше виноват, кто пострадал, и кто остался безнаказанным?

На следующий день после инцидента, 2 февраля, три члена СРХ И.С. Остроухов, К.Ф. Юон и Н.П. Крымов обратились к его председателю С.А. Виноградову с предложением об исключении Жуковского из состава членов Союза. Было назначено собрание членов Союза.

В результате К.Ф. Юон и Н.П. Крымов сняли свои подписи под протестом. Жуковский не был исключен из Союза, собрание признало себя неправомочным разбирать инцидент, и потому Остроухов в знак своего несогласия вышел из членов Союза.

Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. 1875—1944. Москва. 1982, с. 216

 

Станислав Жуковский "Журчание весеннего ручья" 1910 Картон, акварель, гуашь, 62х79 - Частное собрание
Станислав Жуковский “Журчание весеннего ручья” 1910
Картон, акварель, гуашь, 62х79 – Частное собрание

Выставка «Станислав Жуковский. Живопись и графика из частных собраний».

До 15.04.2016 в Галерее «Даев-33».

Информация (на 11.02.2016):

Галерея «Даев-33».

Адрес: Даев переулок, дом 33. Ближайшие станции метро «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».

Время работы: понедельник – пятница с 12:00 до 19:00, суббота с 12:00 до 18:00, воскресенье – выходной день.

Вход свободный.

 

Смотреть еще

Тверь Выставка Мастера Союза русских художников Тверская областная картинная галерея

Мастера Союза русских художников.

С 28.04 до 18.06.2023 в Тверской областной картинной галерее.

Один комментарий

  1. Светлана

    Спасибо, Кирилл, за интересную заметку! Обязательно схожу на выставку. Жуковского очень люблю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *