Четверг , 9 января 2025

Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала 20 века.

До 19.04.2015 в Мультимедиа Арт Музее.

В 1910–1930-е годы художники-авангардисты стали искать вдохновение в сновидениях, фантазиях и глубинах бессознательного: возникло движение, получившее название «сюрреализм».

Впервые этот термин использовал Гийом Аполлинер в 1917 году. Однако уже за 30 лет до «официального» возникновения сюрреализма появились открытки, демонстрирующие необычайное художественное воображение и удивительную техническую изобретательность их создателей.

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» перенесет зрителя в увлекательную, но при этом почти забытую эпоху индустриальной фотографии начала XX века и позволит по-новому взглянуть на истоки современного фотоискусства.

В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства.

В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня: открытки изготавливались посредством фотографических процессов экспозиции и проявки.

Почти все открытки, представленные на выставке, – это самые настоящие фотографии, отпечатанные на бромосеребряной бумаге и раскрашенные вручную.

Фотографические открытки начала XX века интересны тем, что за сто лет до возникновения «Фотошопа», для их создания использовались разнообразные приемы фотомонтажа: комбинирование фотоизображений и рисунков, множественная экспозиция и др.

Открытки, вошедшие в выставку, являются связующим звеном между символизмом 1890-х годов и сюрреализмом 1930-х.

В той же мере, в какой некоторые из них предвосхищают стилистические и технические приемы, характерные для радикального искусства более позднего периода, они несут на себе и отпечаток символизма конца XIX века.

Многие сюрреалисты были страстными собирателями старых почтовых открыток. Самым известным из них – был Поль Элюар. Его примеру последовали и другие — Андре Бретон, Жорж Юнье, Ханс Беллмер, Ханна Хёх, Пабло Пикассо, и наконец, Сальвадор Дали, который писал:

«Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом.

Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку – наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».

Именно в фотографических открытках сюрреалистический эффект проявлялся особенно ярко: фотографии в силу ее жанровых особенностей присущ элемент реализма, который затем с помощью монтажа, коллажа, ретуши и ручного окрашивания преобразовывался в нечто иное.

«Сюрреалистические» фотооткрытки предвосхитили новации модернизма, и даже  принципы цитирования и иронии,  присущие постмодернизму.

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя – запрещено.

Проект представлен:

The Finnish Museum of Photography

 

 

 

 

 

При поддержке:

Посольства Финляндии в России

Посольство Финляндии Москва

 

 

 

 

MasterCard

MasterCard

 

 

 

 

 

Информация (на 26.02.2015):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме  понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 150 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

 

Смотреть еще

Советский киноплакат. 1950-1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею. Нижегородский государственный художественный музей – Отдел «Русское искусство».

Советский киноплакат. 1950-1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею.

С 21.06 до 28.07.2024 в Нижегородском художественном музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *