До 01.03.2015 в Музее-заповеднике «Коломенское», залы Сытного двора.
Выставкой «Невьянское чудо» Московский государственный объединенный музей-заповедник завершает Год культуры в России.
В экспозиции участвуют четыре крупнейших музея Уральского региона: Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Невьянский государственный историко-архитектурный музей, Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Помимо предметов из собраний этих музеев на выставке будут экспонироваться иконы из частной коллекции В.В. Маслакова.
Выделение этого направления иконописания и само понятие «Невьянская икона» начали формироваться относительно недавно, в конце XIX века. Однако особый характер церковной живописи Урала проявился значительно раньше.
Зарождение Невьянской школы иконописи относится к первой половине XVIII века и непосредственно связано с возникновением горнозаводской промышленности на Урале.
Невьянский завод, начавший производить чугун в 1701 году, стал одним из первых. Владельцами завода являлись богатейшие русские предприниматели Демидовы.
Первоначально работниками были приписанные к заводу государственные крестьяне. Постепенно формировалось так называемое «промышленное крепостничество». Среди рабочих завода были крестьяне из северных и центральных районов России, в том числе и беглые, среди которых преобладали старообрядцы.
Невьянск в первой половине XVIII века стал уральским центром Поморского согласия беспоповцев-часовенников и был тесно связан с Выговской пустынью. Позднее сюда устремился поток старообрядцев других согласий, в том числе из Нижегородской губернии, с берегов Керженца.
Все это дало основание многим исследователям связать невьянскую икону со старообрядчеством.
Действительно, старообрядчество и иконописание, связанное со старообрядческими центрами северной, западной и центральной России несомненно оказало на нее сильное влияние. Однако нельзя считать, что только изографы-старообрядцы сыграли важную роль в становлении местной иконописной школы.
Среди представленных в залах произведений невьянской иконописи есть подлинные шедевры. Примером может служить фрагмент иконостаса с изображением Михаила Архангела из моленной в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых, который был выполнен в начале XIX века в знаменитой мастерской Богатыревых.
Экспонируемые на выставке иконы практически все вышли из стен самых известных иконописных мастерских Урала, на них есть даты и автографы иконописцев, что является одной из отличительных черт уральской иконы.
Выставка «Невьянское чудо», собравшая в одном месте экспонаты из трех музеев Уральского региона, достаточно полно раскрывает невьянскую живопись и предоставляет новый материал для дальнейшего исследования феномена «Невьянской иконы».
Выставка дополнена интересным этнографическим материалом из музея Невьянска, который отражает уклад жизни уральских старообрядцев. В этом разделе можно увидеть бытовавшие в этой среде и соответствовавшие разным жизненным ситуациям костюмы – праздничные, свадебные, траурные, а также предметы быта и церковного обихода.
Выражаю благодарность пресс-службе Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника за предоставленные материалы.
Информация (на 04.12.2014):
Залы Сытного двора в Коломенском – Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.
Адрес: проспект Андропова, дом 39. Проезд до станций метро «Коломенское» или «Каширская»
Территории музея-заповедника открыты для доступа с 8.00 до 21.00.
Экспозиции, выставки и выставочные проекты открыты: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов на эту выставку: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.