До 30.11.2014 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.
В рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка Московского музея дизайна «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции».
Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна 19 и 21 веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров 19 века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров.
Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.
Дизайн зародился в середине 19 века в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение во второй половине 19 века «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала 20 века.
Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства. Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь.
Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы – синтез архитектуры, живописи и декоративного искусства.
Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий.
Он подходил к дизайну с точки зрения функциональности: форма и материал должны соответствовать назначению вещи. Во многом на его взгляды, опередившие время, повлияло увлечение традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику.
Идея синтеза искусств Уильяма Морриса и функциональный подход Кристофера Дрессера определили пути дальнейшего развития британского дизайна.
В 20 веке цифровые технологии сменили аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».
Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в 19 и 21 веках. Это дает возможность оценить актуальность произведений основоположников британского дизайна и проследить преемственность традиций в работах современных авторов.
Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков 19 века к главным тенденциям современности.
Информация (на 02.10.2014):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.