Михаил Левин. Инфраструктуру делают не художники, а функционеры.

Этим летом одна за другой на разных выставочных площадках Москвы открывались выставки под эгидой Московской школы современного искусства.

Cultobzor.ru встретился с директором MSCA Михаилом Левиным и задал вопросы на тему выстраивания структуры взаимодействия профессиональной сферы и образовательного учреждения на примере опыта возглавляемой им школы.

Директор Московской школы современного искусства (MSCA) Михаил Левин. Предоставлено пресс-службой Московской школы современного искусства.
Директор Московской школы современного искусства (MSCA) Михаил Левин. Предоставлено пресс-службой Московской школы современного искусства.

Михаил, какая-то прямо экспансия выставок от Московской школы современного искусства сейчас в Москве – сразу несколько на разных площадках. С чем это связано – с запросом институции, с запросом арт-сообщества?

С одной стороны, это, безусловно, наше желание активнее взаимодействовать с партнерами, с различными институциями, с галереями. Отчасти это связано с более масштабным набором студентов в этом академическом году.

Также в этом году у нас получилась активная связка между нашими студентами-художниками, студентами-кураторами и студентами-арт-менеджерами. Мы осуществили нашу идею, чтобы дипломные выставки по ряду дисциплин были реализованы совместно для всех студентов разных направлений. Они взаимодействуют и работают в команде и делают эти выставки в такой творческой связке.

Но надо признать, что и институции очень откликаются и готовы к взаимодействию. У нас в этом году 6 выставочных проектов были сделаны на внешних площадках. И это очень приятно, что коллеги готовы к диалогу, готовы к взаимодействию, открыты к тому, чтобы показывать молодых специалистов, давать возможность только выходящим из системы образования студентам показать себя профессиональной аудитории.

Я также вижу и растущее положительное отношение к образовательным институциям, которые действительно хотят выстраивать комьюнити и давать возможность студентам, еще находящимся в процессе обучения, реальное прикосновение к высококачественному экспозиционному пространству.

Это подтверждает важность и образования как такового, и образования профильного, и той деятельности, которую мы ведем последние годы, и в каком направлении мы развиваем школу. Именно максимально тесная связка профессиональной сферы и образовательной деятельности дает лучшую интеграцию для выпускников в их дальнейшем профессиональном пути.

Это очень тонкий момент – внедрение выпускников в реальную среду арт-рынка. Можно ли говорить уже о выстроенной цепочке, по которой в дальнейшем будет развиваться наш арт-рынок?

Пока, как вы понимаете, мы находимся в отрыве от остального мира. Возможно, это пойдет нам на пользу и то время, когда мы будем сами в себе развиваться, поможет здесь выстроить какую-то более-менее складную инфраструктуру, отладить системные связи. Безусловно, фокус на самих себя поможет воспитать более ответственное, более профессиональное поколение, которое будет ценить и искать внутри новые веяния, даст новые яркие персоналии.

Мне хочется в это верить, и какие-то некие очаги, мне кажется, уже проявляются. Со стороны студентов мы за этот учебный год видим рост интереса к искусству, плюс в профессиональной сфере мы видим, что появляются новые инициативы, в том числе и региональные.

Мы со своей стороны стараемся в настоящее время максимально активно себя вести. Буквально на днях мы впервые провели так называемый advisory board – собрали ведущих функционеров арт-индустрии, которым презентовали, что мы сделали за последние четыре года, представили планы развития нашей образовательной линейки до 2028 года.

И, соответственно, коллеги дали обратную связь по тому, как они видят будущее современного искусства, какие специальности и компетенции востребованы в данный момент. Мы планируем проводить такие встречи два раза в год, тем самым обращаясь за советом и коллегиальному обсуждению, как выстраивать максимальную интеграцию того, что происходит в образовательном процессе и дальше в реальной арт-сфере.

Вы упомянули такой важный аспект, что в пределах школы идёт подготовка не только художников, но и кураторов, искусствоведов, менеджеров в сфере арт-бизнеса.

Для нас очень важно, чтобы помимо художников были и другие акторы, которые играют не менее важную роль с точки зрения того, как доносить искусство до зрителя, с помощью каких инструментов, какой механики.

Важна очень инфраструктура, но ее делают не художники, а функционеры. Поэтому мы видим для себя очень важную миссию воспитания целой плеяды молодых, энергичных и амбициозных функционеров, которые бы эту инфраструктуру выстраивали.

Поэтому у нас студенты часто придумывают стартапы. Например, в этом году студенты на программе по арт-бизнесу придумали несколько очень интересных инициатив по созданию приложений для обзора всех арт-событий, доступно и структурировано. Другие выпускники занимаются продвижением проектов в сфере современного искусства, кто-то придумывает геймификацию и игровые модели для популяризации, коллекционирования и покупки произведения искусства. Есть у нас выпускники, которые делают информационно-просветительские проекты.

В свою очередь важно, что мы занимаемся не только обучением и образованием студентов, но и поддержкой выпускников. Есть много проектов, которые в дальнейшем развиваются, которые мы информационно поддерживаем. Мы привлекаем их к многочисленным open call, зовем на выставочные проекты, зовем на фестиваль, который мы организуем каждое лето и многое другое.

Для нас важно сохранять связь, чтобы выпускники всегда чувствовали поддержку, понимали, что школа это не только период учебы – пришел, отучился, выпустился и дальше ты сам по себе, а сюда можно всегда прийти, как в родной дом, найти поддержку, найти какое-то менторство. Я сам часто консультирую и после уже окончания обучения продолжаю держать очень тесную связь со своими бывшими студентами.

Поэтому выстраивая полноценную структуру сферы современного искусства в нашей стране, безусловно, важно иметь в виду такой взаимоподдерживающий подход. И возвращаясь к первому вопросу, да, мы видим, как другие институции откликаются и видят в нас важного партнера, с которым можно развивать наше арт-сообщество.

Совсем недавно в Cube Moscow открылась галерея Московской школы современного искусства. Какие цели закладываете вы, открывая это пространство в одном из ведущих центров современного искусства в Москве?

С одной стороны, это расширение возможностей студенческого опыта, когда у тебя в какой-то момент появляется возможность показать себя на таком высоком профессиональном уровне среди уже состоявшихся художников-профессионалов.

С другой стороны, у нас есть задача заниматься более плотно продюсированием наших выпускников, создав галерею, которая в момент карьерного старта в течение какого-то периода поддерживает выпускников и помогает им встроиться в арт-рынок, начать активно продаваться, найти своих коллекционеров.

Поэтому на ближайшие несколько лет у нас есть план на основе этого галерейного пространства выстроить продюсерский трек, где мы будем активно помогать выпускникам становиться на полноценный профессиональный путь. Мы уверены, что Cube Moscow, учитывая контекст этой площадки, отличная возможность эту систему настроить.

Также 11 июля в SISTEMA Gallery открылась выставка «Новые сущности», в экспозиции которой представлены дипломные работы студентов программы «Современное искусство» вашей школы.

Это важный этап в жизни Московской школы современного искусства, когда галерея, которая представляет очень серьезных художников, соглашается сделать большой проект, в рамках которого студенты почувствовали разницу в ожиданиях, в коммуникации, поняли для себя, на каком уровне они должны уже сейчас действовать для того, чтобы встроиться в сложную систему российской арт-сферы.

Мне кажется, это и для галереи очень смелый шаг, всё-таки это некий лабораторно-экспериментальный формат, нечасто встречающийся в арт-сообществе. Но SISTEMA Gallery, будучи достаточно новой галереей, оказалась готова на такие эксперименты. И мы в каком-то смысле похожи, потому что только в следующем году у нас будет первый юбилей – нам исполнится пять лет. И я уверен, мы встретим своё пятилетие новыми свершениями!

Выражаем благодарность пресс-службе Московской школы современного искусства за помощь в подготовке интервью.

Смотреть еще

Seven Arts. Лес семи слухов. Галерея Тотибадзе / Totibadze Gallery – ЦСИ «Винзавод».

Seven Arts. Лес семи слухов.

С 09.07 до 04.08.2024 в Галерее Тотибадзе / Totibadze Gallery – ЦСИ «Винзавод».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *