Четверг , 5 декабря 2024

Елена Дунская о своём проекте «Из жизни мотыльков» в Дарвиновском музее.

В Государственном Дарвиновском музее до 1 сентября 2024 года проходит выставка с символичным названием – «Из жизни мотыльков». Cultobzor.ru встретился с автором проекта Еленой Дунской и попросил рассказать о выставке, о тех идеях, которые заложены в её концепции и представлены в созданной экспозиции.

Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2024/06/iz-zhizni-motylkov-darvinovskii-muzei/

Елена Дунская. Фото: Cultobzor.ru (Кирилл Зимогорский).
Елена Дунская. Фото: Cultobzor.ru (Кирилл Зимогорский).

Выставка называется «Из жизни мотыльков». Обычно мотыльки воспринимаются, как что-то лёгкое, порхающее… Но, как я понимаю, сама концепция выставки гораздо серьёзнее.

Она вообще иная. Отправной точкой проекта стало то, что с античных времен душа и мотылек (бабочка) в древнегреческом языке обозначались одним словом – “Психе”.  

Смысл этой двухкомпонентной, так сказать, метафоры античности понятен.

Жизнь мотылька коротка с точки зрения человеческого бытия.

Человеческая жизнь с точки зрения Вечности так же эфемерна.  

Есть еще один нюанс в названии проекта: новая эпоха, начавшаяся с 2020-го года превратила нас, людей, в мотыльков.

До недавнего времени мы жили, считая себя хозяевами собственной судьбы, нам казалось, что мы управляем своей жизнью. И вдруг оказались в состоянии безвременья, когда всё чаще стали рушиться наши замыслы и планы.

Апокалиптический библейский сценарий воплощается в реальности. Мир человеческий тотально наполнился всеобщей ненавистью. Мы фактически балансируем на пути к бездне и ощущение собственного бессилия повлиять на ситуацию еще более угнетает.

Ружьё, что висит на стене в первом акте, в третьем, по словам Антона Чехова, непременно должно выстрелить. Только теперь у ружья есть ядерная боеголовка.

Но на самом деле мы не бессильны. И способность творить, дарованная нашим душам, рождает надежду на изменение судьбы мира.

Вы говорили, что был долгий выбор пространства для выставки, и многие не подошли. И была выбрана удивительная башня Дарвиновского музея для построения вашей экспозиции

Да, именно это пространство, хотя и очень сложное, оказалось именно тем, что я искала. Неуклонный подъем вверх в башне Музея напомнил мне спиральные подъемы древних храмов. А ведь спираль — это символ созидательной силы, движение к своей собственной душе.

И мне очень хотелось, чтобы посетители выставки это почувствовали.

Настоящий художник всегда предугадывает грядущее или чувствует дыхание перемен гораздо раньше, чем все остальные, и выражает это в своём творчестве. И, может быть, в силу этого идея проекта была органично воспринята совершенно разными художниками, участвующими в выставке?

Скорее всего, это именно так. Я давала будущим участникам прочитать свою концепцию проекта, и она нашла в них душевный отклик.

Понимаете, перед вами не просто выставка, где выполнена задача найти авторов, повесить картины, выстроить по цвету или по цеху — это как раз проще всего сделать.

Мне удалось собрать в проекте художников, принадлежащих к разным творческим направлениям. Но все они – и академики и те, у которых этот этап еще впереди – потрясающе талантливы.

Я изначально понимала, что делаю. И в моем замысле интуитивно выстраивала концепцию выставки, как симфоническую партитуру: от увертюры (адажио) к кульминации (аллегро) и затем к коде (модерато).

И отбор участников – не по именам, а по работам – и был созданием этой партитуры

Я долго думала, как мне закончить экспозицию. И я поняла, что заканчивать всё равно надо на светлой ноте.

И вот мы сейчас разговариваем на самом верху башни, в пространстве этой светлой коды, которая представляет собой райский сад. И сейчас, здесь, когда экспозиция создана и выставка открыта, висят работы, рядом с которыми мне самой удивительно хорошо.

И очень важна та большая бабочка, что лежит на полу на пути к райскому саду.

Это не отсылка к Брэдбери, где люди, совершившие прыжок в далекое прошлое, раздавив бабочку, разрушили свой мир.  Я вернула притче её первоначальный позитивный смысл.

Ведь в нашей экспозиции, как и в реальности, мы движемся от прошлого к будущему.

По моему замыслу зрители в нашем сложном «сегодня», прошагав по этой бабочке, получают шанс изменить реальность. И посылая свои молитвы-помыслы во Вселенную, все мы можем помочь миру очнуться и вернуться к нормальной жизни.

Во всяком случае, почему бы не попробовать…

Но в одном я точно уверена: эта выставка понравится тем, кому посчастливится на ней побывать. А это уже прекрасно.

Смотреть еще

Международный день тигра 2024. Государственный Дарвиновский Музей.

Международный день тигра 2024.

27.07.2024 в Государственном Дарвиновском музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *