Воскресенье , 21 июля 2024

Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда.

С 24.07 до 01.09.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – Аптекарский приказ.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет выставку «Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда», приуроченную к 80-летию давнего друга Музея профессора славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане Уильяма Крафта Брумфилда – человека, который всю жизнь самостоятельно постигает русскую культуру и знакомит с ней мир.

В 1966 году Уильям Брумфилд окончил бакалавриат по русскому языку Тулейнского университета в Новом Орлеане, затем магистратуру по славянским языкам Калифорнийского университета, где преподавал русский язык и литературу, а в 1973 году получил докторскую степень.

Летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с Московским Университетом состоялась первая поездка Уильяма Брумфилда в СССР. Привезённые из этой поездки 120 плёночных диапозитивов стали его первым фотографическим опытом. С 1970-го по начало 2000-х Уильям Брумфилд снимал на плёнку, а потом перешёл на цифровой фотоаппарат.

Сегодня большая часть негативов оцифрована, и вся коллекция фотографий составляет порядка 150 000 снимков. Фотографическое наследие Уильяма Брумфилда хранится в собраниях Национального Музея в Вашингтоне, США, и в России, в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева:

«Сотрудничество Уильяма Брумфилда и Музея архитектуры имени А.В. Щусева началось в 1979 году, и эта связь остаётся прочной в любых исторических обстоятельствах. Первая выставка Уильяма Брумфилда в России состоялась в нашем Музее в 2001 году и посвящена она была Русскому Северу. 

В 2023 году прошла выставка «Lost America» («Тихая Америка»), которая повествовала не столько о сфотографированных объектах, сколько об эстетике «потерянных» – заброшенных и уединённых – мест. В этом году Музей представляет работы фотографа-исследователя, посвящённые архитектуре советского авангарда, на которую он обратил своё внимание ещё в те годы, когда творчество архитекторов-авангардистов не было так популярно, как сегодня.

Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 1920-1930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство этой эпохи. Пристальный и любящий взгляд Уильяма Брумфилда вновь заставляет нас задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия нашей страны».

На выставке представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Уильямом Брумфилдом в течение почти 50 лет: с 1971 по 2019 годы.

Уильям Крафт Брумфилд:

«Многие считали конструктивистскую архитектуру «безликой» и однообразной, но я был очарован смелостью, мощью и оригинальностью её дизайна. В частности, я отметил монолитность и пластичность, напомнившие мне ранние памятники средневекового Новгорода (Софийский собор, соборы Антониева и Юрьева монастырей), а также некоторые церкви Пскова.

Это была чисто субъективная, эстетическая связь, но она показалась мне стимулирующей… В процессе изучения и документирования авангардных объектов я начал искать художественные, эстетизированные подходы к фотосъёмкам советской архитектуры этой эпохи.

Архитектура русского авангарда – это взлёт человеческой души».

Выставка структурирована по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России.

Экспозицию дополняют макет Дома Наркомфина, модель Дома-мастерской Константина Мельникова и ряд фотографий 1930-х годов, на которых оказались запечатлены макеты представленных на выставке архитектурных объектов.

Нина Пименова-Ромашова, куратор выставки:

«Уильям Брумфилд не ставил перед собой задачу фотографической каталогизации памятников русского авангарда – их съёмка осталась для него увлечением. Эта выставка – про любовь исследователя к советской архитектуре 1920-1930-х годов.

Нам хотелось показать личный взгляд американского фотографа и историка на хорошо изученную в наше время тему авангардной архитектуры, поэтому экспозиция сопровождается прямой речью автора: все текстовые комментарии – это мысли и воспоминания Уильяма».

Основная идея экспозиции заключается в том, чтобы передать зрителю личное впечатление фотографа от архитектуры. Она подчеркнута необычным оформлением: снимки одних и тех же объектов, нередко сделанные в разные годы с похожих ракурсов разными фотоаппаратами представлены в виде фотопленок, «нарезанных» в соответствии с годами съёмки.

Благодаря этому приёму удалось показать процесс фотографирования: поиск ракурса, вдохновение моментом, личный интерес фотографа к объекту съёмки. Размышления самого автора о советском архитектурном авангарде, принципах его фотографирования и воспоминания пронизывают всю экспозицию и полноценно раскрываются в видео-интервью.

Куратор выставки: Нина Пименова-Ромашова, заместитель директора по учётно-хранительской работе – главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Информация (на 19.07.2024):

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Аптекарский приказ.

Адрес: улица Воздвиженка, дом 5/25.

Ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Александровский сад» и «Боровицкая».

Время работы: вторник, четверг с 13:00 до 21:00, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, для льготных категорий – 150 рублей.

Сайт – http://muar.ru

Смотреть еще

Контурные карты. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО.

Контурные карты.

С 19.07 до 29.09.2024 в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *