Четверг , 5 декабря 2024

Подруги. К юбилею Варвары Степановой.

С 23.07 до 27.10.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».

В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.

Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства.

Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.

Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка «5 × 5 = 25», воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер.

Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере — подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.

Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж.

В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое. 

Не менее значимым в контексте выставки оказывается тот факт, что художницы особое внимание уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Степановой, Поповой, Экстер, Мухиной и Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах художниц Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс «амазонок авангарда» получает новое осмысление и дальнейшее развитие.

Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.

Кураторы: Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова; Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина; Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Информация (на 02.07.2024):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков.

Адрес: улица Волхонка, дом 14.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

Смотреть еще

Мем. Маяковский медиа. К 105-летию «Окон РОСТА». Центр «Зотов».

Мем. Маяковский медиа. К 105-летию «Окон РОСТА».

С 09.08 до 20.10.2024 в Центре «Зотов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *