Четверг , 5 декабря 2024

Живой портрет… Волос в волос. Механическое рисование.

С 28.05 до 25.08.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку силуэтных портретов конца XVIII — начала XIX века «Живой портрет… Волос в волос. Механическое рисование».

Проект посвящен малоизученной главе в истории силуэтного искусства и призван показать один из механических способов фиксации действительности, предшествовавший фотографии. В экспозиции будет показано 165 произведений, включая 77 физионотрасов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного исторического музея, миниатюры из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Музея-усадьбы «Останкино» и Музея Тропинина, пантографы из Политехнического музея и дагеротипы из частных собраний.

Физионотрас — механическая рисовальная машина, изобретенная в 1784 году французом, музыкантом при королевском дворе Жиль-Луи Кретьеном. Устройство представляло собой один из возможных инструментов для механического рисования, получивший название «перспективная машина». Его центральным компонентом был аппарат, называемый пантографом, что означает «универсальный чертежный прибор».

Пантограф служил для копирования планов, карт и других чертежей в ином масштабе. Физионотрас был представлен во Французской академии наук в 1786 году. Новое устройство состояло из пантографа и рамы, напоминавшей мольберт. Принцип работы портретной машины заключался в следующем: оператор очерчивал профиль модели на бумажном экране через специальный визир, затем изображение уменьшали с помощью пантографа, уменьшенную копию переносили на металлическую пластину, добавив детали, и после этого печатали — чаще всего в технике офорта и акватинты.

Изобретение «рисовальной машины» стало важным этапом в развитии портретного искусства, так как это устройство могло беспристрастно изобразить человека, исключая при этом субъективность творца. «Живой портрет» — так характеризовали физионотрас, что было связано не с мастерством художника, а с тем, что изображенный был нарисован очень точно, «как живой». «Волос в волос» — писали о физионотрасах в прессе того времени.

Популярность силуэтного искусства можно считать следствием возраставшего интереса к неоклассицизму, художественному и декоративному стилю, который подчеркивал линейные формы и опирался на античные образы, такие как профили на монетах или камео-портреты.

Салоны физионотрасов располагались в центре Парижа, вблизи Пале-Рояля и его окрестностей. Наиболее известны ателье Жиль-Луи Кретьена (1754–1811), Эдме Кенедея (1756–1830) и Этьен-Эсперанса Бушарди (работал в 1808–1840 годах) — мастеров, чьи произведения будут представлены на выставке. Благодаря адресам салонов, указанным на физионотрасах, и специальным номерам, специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли установить не только авторство многих работ, но также время их создания и личности изображенных.

Ольга Аверьянова, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки:

«Хотя силуэтные портреты и фотографические отпечатки какое-то время существовали параллельно, развитие новых техник фотографии со временем обеспечило еще более быструю, дешевую и точную форму портретной изобразительности. В конце концов фотографии вытеснили физионотрасы, которые остались занимательными свидетельствами своего времени, отражающими важный этап в истории механического рисования.

Простая технология физионотраса позволяла изготавливать портреты людям с меньшим талантом и опытом, чем даже у весьма заурядных художников-миниатюристов. «Машина для вычерчивания профилей» вызывала живой интерес просвещенной публики, жаждавшей новых опытов — одновременно научных и забавных. Распространение физионотрасов предвосхитило индустриализацию портретного производства, которую впоследствии осуществила фотография». 

Важной частью экспозиции «Живой портрет… Волос в волос. Механическое рисование» станет действующий макет физионотраса. Специально для выставки по историческим чертежам XVIII века воссоздана портретная машина, позволяющая изготавливать профили на бумаге. Ее работа будет демонстрироваться на экскурсиях и образовательных мероприятиях.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века. Большинство работ экспонируется впервые. К выставке подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы.

Куратор: Ольга Аверьянова, доктор искусствоведения, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сокуратор: Марина Давыдова, научный сотрудник отдела фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Информация (на 23.05.2024):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков.

Адрес: улица Волхонка, дом 14.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

Смотреть еще

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Культурный центр Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург.

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 09.07 до 04.08.2024 в Левашовском хлебозаводе, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *