Четверг , 5 декабря 2024

Абрамцево. Искусство или жизнь?

С 03.11.2023 до 25.02.2024 в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени открывает выставку «Абрамцево. Искусство или жизнь?» из собрания Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево».

Выставка приурочена к 105-летию Музея-заповедника в уходящем году и 55-летию Музея В.А. Тропинина в 2024 году. Экспозиция представляет творчество художников уникального объединения — Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка.

Среди представленных в экспозиции 49 произведений – финальный эскиз к картине «Алёнушка» Виктора Васнецова и его эскизы к опере «Снегурочка», керамика Михаила Врубеля, живописные произведения Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Ильи Репина, мебель по рисункам Елены Поленовой и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства из собрания малой родины русского модерна.

Наследие «Абрамцева» отражает сложные поиски «русского стиля», показывает развитие образно-пластической системы от «Алёнушки» Васнецова до керамической сюиты Врубеля. Тема выставки «Искусство или жизнь?» выстроена вокруг цитаты поэта Валерия Брюсова из его статьи в журнале «Мир искусства» 1903 года.

«Искусство или жизнь?» — вопрос о миссии и месте искусства в жизни особенно остро звучал на переломе XIX и XX столетий. Ответом на вопрос и стало появление Мамонтовского кружка. Центр актуального искусства того времени создал, пестовал и развивал владелец усадьбы, скульптор, меценат и известный предприниматель Савва Мамонтов.  

Увлечённость искусством Саввы Мамонтова позволила преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав его и творческой лабораторией, и художественным центром. В Абрамцеве были основаны две мастерские: столярная и керамическая. Выполненные по эскизам художников мебель, предметы быта, печи, изразцы украшали не только постройки и интерьеры усадьбы. Абрамцевскими изразцами декорировали многие здания в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Самаре. Ельце, Рыбинске и т.д.

В Абрамцеве, может быть, впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Художники по-своему понимали задачи: картина должна была стать не музейным экспонатом, а принадлежностью быта, составлять единый ансамбль с предметами обихода, архитектурой.

Савва Мамонтов был уверен, что общество можно изменить через искусство. «Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице», — утверждал он.

Всеобщим увлечением в Абрамцевском кружке был театр.  Художники, оформлявшие спектакли, были одновременно актёрами и постановщиками. Из домашнего театра вырос профессиональный – «Русская Частная опера С.И. Мамонтова». Так как в домашнем театре ставились драматические спектакли, иногда с музыкальными вставками, а основал Мамонтов оперный театр с русской и зарубежной классикой.

За десять лет в Абрамцеве был создан уникальный архитектурный ансамбль, позволяющий проследить развитие новых форм в архитектуре от историзма до неорусского стиля. На выставке представлены эскизы первых сооружений модерна: Виктора Васнецова к Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного, «Избушке на курьих ножках», часовне, а также макет «Избушки» мастера Николая Филасова.

В Абрамцеве сформировался особый тип «универсального» художника, что стало одной из ярких примет времени. Живописцы занимались различными видами творчества — создавали архитектурные проекты и строили церковь, участвовали в театральной жизни, придумывали проекты мебели и способствовали её реализации, лепили в керамической и скульптурной мастерских.

Куратор выставки Елена Митрофанова отмечает:

«Хорошо известны слова Станиславского о Мамонтове: «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство». Благодаря увлечённости, усилиям, энергии Мамонтовых и их единомышленников в Абрамцеве лозунги о преобразовании действительности искусством не только провозглашались, но воплощались в конкретные дела. Здесь возникла идея синтеза искусств, рождался новый стиль — русский модерн».

Дизайн экспозиции — архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер, студия ЧАРТ.

Проект осуществлён при поддержке Благотворительного фонда АФК «Система».

Партнёр проекта: компания Manders.

 

 

Информация (на 03.11.2023):

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Адрес: Щетининский переулок, дом 10, строение 1.

Ближайшие станции метро «Полянка» и «Добрынинская».

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 19:00, в четверг с 13:00 до 21:00. Понедельник и последний вторник месяца – выходные дни.

Стоимость билетов зависит от выбора программы посещения музея — http://www.museum-tropinina.ru/buy-ticket/

Справочная информация по телефону: +7 (495) 959-11-03

 

Смотреть еще

Василий Поленов. Музыка цельного человека. Музей-заповедник «Абрамцево».

Василий Поленов. Музыка цельного человека.

С 05.07 до 18.08.2024 в Музее-заповеднике «Абрамцево».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *