Четверг , 5 декабря 2024

Русский портрет XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа.

С 26.02 до 17.07.2022 в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал», Екатеринбург.

В Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге открывается выставка «Русский портрет XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» – второй масштабный проект, реализуемый Екатеринбургским музеем изобразительных искусств совместно с Государственным Эрмитажем.

Экспозиция выставки включает в себя 57 полотен почти трёх десятков русских живописцев, среди которых представлены такие мастера первой величины, как Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов, Василий Перов, Сергей Зарянко, Иван Крамской, Николай Ге, Иван Макаров, Константин Маковский, Валентин Серов, Леонид Пастернак, Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев.

Зрители получат возможность проследить эволюцию русской портретной живописи на протяжении целого столетия: от продолжателей традиций романтизма начала XIX века к приверженцам реалистического метода, игравшего с середины века ключевую роль в искусстве, и до экспериментаторских поисков представителей новейших художественных тенденций рубежа XIX–XX веков.

Проект предлагает вниманию посетителей музея подборку лучших образцов портретного жанра, которые составляют своеобразную и в своём роде исключительную галерею лиц дореволюционной России: «дворянский», «купеческий», «военный», «церковный» и другие типы портретов.

Особое место в экспозиции занимают парадные портреты членов императорской династии. Среди бесспорных жемчужин выставки – «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском платье», написанный в 1881 году крупнейшим портретистом второй половины XIX века Иваном Крамским. Специально в Екатеринбург привезена картина Бориса Кустодиева «Высочайший парад Лейб-гвардии Финляндского полка», представляющая собой не только документальную сцену, зафиксировавшую один из ярких эпизодов жизни Императорской Гвардии, но и написанный с натуры групповой портрет членов царской семьи, где изображены в том числе император Николай II и цесаревич Алексей.

В экспозицию вошли изображения русских офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года («Портрет офицера Лейб-гвардии Гусарского полка П. С. Масюкова» Владимира Боровиковкого, «Портрет графа В. С. Апраксина» Александра Варнека); выдающихся государственных деятелей («Портрет графа Г. Г. Кушелева» Ореста Кипренского, министров императора Александра II графа А. П. Бобринского и графа П. А. Валуева, написанных Иваном Крамским); церковных иерархов («Портрет митрополита Серафима» Александра Варнека); именитых купцов, из среды которых вышло немало благотворителей, меценатов и коллекционеров (например, «Портрет купца А. П. Сапожникова» Василия Тропинина, «Портрет купца А. Г. Елисеева», предположительно приписываемый кисти Бориса Кустодиева, портрет дочери собирателя П. М. Третьякова А. П. Боткиной работы Николая Милиоти).

Ряд полотен составляют череду образов блестящих светских красавиц, куда вошли представительницы русской аристократии (два портрета графини С.А. Шуваловой Карла Брюллова, «Портрет княгини З.Н. Юсуповой» Валентина Серова, «Портрет княгини М. Г. Раевской» Ивана Макарова).

В отдельную тематическую линию выделяются образцы детского портрета. Интересен групповой портрет четырёх сыновей князя Г. И. Гагарина работы Карла Брюллова, отражающий влияние на автора творчества великих мастеров прошлого – от Рафаэля до Джошуа Рейнольдса. В салонном по своему характеру портрете Варвары Волковой Константина Маковского сказалось увлечение художника французской импрессионистической живописью. Примером новаторских поисков в искусстве рубежа XIX–XX веков может служить исполненный Леонидом Пастернаком портрет дочерей московского фабриканта и коллекционера Д. В. Высоцкого.

Коллекция живописи Отдела истории русской культуры – это уникальная часть собрания Государственного Эрмитажа. Она начала формироваться в 1918 году на базе Русского музея, после 1934 года искала пристанища в Музее Революции и Государственном музее этнографии, пока, наконец, в 1941 году не оказалась в Эрмитаже. В годы Великой Отечественной войны экспонаты не успели эвакуировать, и реставраторам потребовалось много лет, чтобы вернуть к жизни сотни произведений.

Ряд портретов экспонируется на этой выставке впервые (например, «Портрет купца Т. С. Морозова» Валентина Серова), а некоторые – после серьёзной и длительной реставрации («Портрет Н. А. Охотникова» Карла Брюллова).

Автор концепции и куратор выставки: ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юрий Юрьевич Гудыменко.

 

 

Информация (на 26.02.2022):

Культурно-просветительский центр Эрмитаж-Урал.

Адрес: город Екатеринбург, улица Вайнера, дом 11.

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов – 300 рублей, льготные категории – 100 рублей, студенты – бесплатно.

http://www.emii.ru

Телефон: + 7 (343) 290-90-26

 

Смотреть еще

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже. Культурно-просветительский центр Эрмитаж-Урал, Екатеринбург.

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже.

С 29.06 до 13.10.2024 в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал», Екатеринбург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *