Алина Бровина. Palus Florens.
С 05.03 до 07.04.2019 на Площадке СТАРТ – ЦСИ «Винзавод».
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2019/03/alina-brovina-palus-florens/
В одном из московских дворов, окруженном типовыми домами, находятся две клумбы. За одну из них отвечает местная управляющая компания, другая — инициатива одного из жителей.
Каждый день здесь можно наблюдать примерно одни и те же сцены – например, как субъект А заученным шагом нарезает круги, выгуливая собаку, и в это же время субъект Б проделывает путь от подъезда до мусорки, педантично соблюдая постоянство интуитивно избранной им однажды траектории.
Коммуникативные ситуации здесь, по большому счету, ограничены лишь случайными столкновениями, которые могут возникнуть в момент передвижения жителей по привычному маршруту. Палисадник же, при таком раскладе, всегда остается не более чем фоном рутинной хореографии.
«Ограничение» – одно из ключевых слов, помогающих описать то, как реализуются и формируются представления о локальной геополитике этого пространства.
Плоскостная геометрия простейших фигур, выступившая основным рабочим языком плана застройки территории – территории, как некоторой абстракции, существующей в рамках товарно-денежных отношений – проявляет себя призрачным демоном, задающим ориентиры многомерной реальности двора.
Сложная экосистема, в которой содействуют различные виды живых сущностей, потоки информации и вихри случайных событий, оказывается разъята на составные части и подчинена логике одномерной схемы.
Архитектура клумбы полностью соответствует такой парадигме, одновременно раскрывая и заложенную в ней двойственность. Клумба как форма организации жизни –– не только инициированная человеком, но им же и ограниченная в своем развитии –– парадоксальным образом воспринимается жителями как объект-в-себе, изъятый из повседневных коммуникаций.
Ограда определяет объект для наблюдения и контроля, но не взаимодействия. Даже этимология слова «палисадник» (от франц. palissade — «изгородь, частокол», восходящего к лат. pālus — «кол, столб») фиксирует значимость и первоочередность изгороди — вначале возле дома появляется забор, цветник присоединяется позже.
В пространстве выставки художница одновременно утрирует и опрокидывает подобную логику. Алина Бровина воссоздает цветочную клумбу из пластилина и помещает ее на пьедестал –– указывая на хрупкость и адаптивность растений к условиям окружающей среды, а также на рукотворность палисадника.
Выбор пластилина связан и с самими материальными (как химическими, так и пластическими) характеристиками медиума. В его составе, конечно, содержится глина, но, кроме того, и ряд «улучшителей» (таких как петролатум, являющийся производным нефти, к примеру), о которых мы чаще всего не задумываемся или не знаем.
В попытке вернуть себе понимание тех компонентов и свойств, из которых состоит наша урбанистическая повседневность, мы отправляем образцы почвы на лабораторный анализ и проводим исследование вероятного состава обычного детского пластилина.
Информация (на 05.04.2019):
Площадка Старт – Центр современного искусства Винзавод
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Вход свободный.