До 25.08.2017 в Государственном музее А.С. Пушкина.
К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
А.С. Пушкин
«Была пора: наш праздник молодой…»
Эти строки Пушкина можно отнести не только к его эпохе. В них – универсальная формула истории человечества всех времен и народов.
В них – и трагическая история России 1917 – 1937 годов: февральская революция, октябрьская революция, братоубийственная гражданская война, голод, разруха, болезни, массовая эмиграция, коллективизация, НЭП, сталинские репрессии и строительство новой жизни, подъем народного хозяйства, индустриализация и электрификация страны, ликвидация безграмотности…
Поистине – «Чему, чему свидетели мы были!» «И кровь людей…». В черновике у Пушкина – «живая кровь».
Пожалуй, именно тогда, в переломные для России 1917 – 1937 годы, востребованность Пушкина проявилась особенно ярко. Пушкин оказался необходим людям разных социальных положений и политических убеждений.
К Пушкину обращались поэты, художники, музыканты, артисты и школьники, студенты, рабочие, колхозники, солдаты, матросы. Пушкина читали на дрейфующей льдине челюскинцы – члены экипажа затертого льдами ледокола “Челюскин”.
Пушкин оказался нужным государству – молодой Советской России, а потом и Союзу Советских социалистических республик. В 1917 – 1937 годах создается советский миф о Пушкине – друге декабристов, революционере, враге самодержавия, атеисте.
Свободолюбивый поэт представляется провидцем октябрьской революции 1917 года, когда, наконец, взошла «звезда пленительного счастья», о которой он мечтал. По чудовищной иронии судьбы заключенных, прибывающих в лагерь на Соловки, встречал лозунг «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».
Особенно пышно и массово праздновался пушкинский юбилей в 1937 году – «от Москвы до самых до окраин», от академии наук до детских садов.
Издания Пушкина и книг о Пушкине, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства на пушкинскую тему, спектакли, оперы, балеты, памятники поэту, мемориальные доски, торжественные собрания, вечера, конференции…
Именем Пушкина пестрели газеты и журналы: в эпоху культа личности Сталина официально насаждался культ Пушкина. Его портрет можно было увидеть на обложке школьной тетради, на почтовом конверте, на обертках шоколада и бисквита.
Однако официальный Пушкин, миф о котором был создан государством, даже тогда, в трагические 1917 – 1937 годы, не заслонил живого Пушкина, не умалил «сокровища родного слова», заключенные в его поэзии.
В поэзии в противовес официальному образу «нашего» Пушкина создавался образ «моего» Пушкина – о нем писали М. Цветаева, В. Маяковский, С. Есенин и другие поэты.
Портреты Пушкина, иллюстрации к его произведениям, декорации к спектаклям на пушкинские сюжеты, создавали замечательные художники В.И. Шухаев, А.Я. Головин, В.Д. Поленов, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин.
На сцене в опере «Евгений Онегин» пели С.Я. Лемешев и И.С. Козловский, партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» исполняла великая Г.С. Уланова.
Выставка демонстрирует разнообразные экспонаты из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, представляющие поэта, его творческое наследие в контексте 1917 – 1937 годов.
Экспозиция пытается осмыслить пушкинские «отражения» в литературе, искусстве, культуре, в культурной государственной политике этого времени, извлечь исторический урок: Поэзия выше политики.
Информация (на 06.06.2017):
Государственный музей А.С. Пушкина.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.