До 14.06.2017 в Галерее Тамары Везховой.
Людмилу Петрушевскую, давно уже называют «живым классиком». Но на самом деле Петрушевская больше чем писатель.
Границ, равно как и четкого жанра у ее творчества не существует: она не только пишет – стихи, сказки, драмы, рассказы и романы, книги о путешествиях – и ведет литературный̆ дневник в Фейсбуке, но и поет в собственном кабаре, сочиняя песенки, рисует акварели, пастели, делает монотипии, создает невероятные шляпы и шемизетки (вышитые бархатные колье), которые давно уже стали неотъемлемой̆ частью ее артистического образа.
Выставка приурочена к дню рождения героини и посвящена Петрушевской̆ – художнице. В этом амплуа московская публика ее вряд ли знает.
Меж тем работы Петрушевской̆ демонстрировались в ГМИИ им. Пушкина (на выставке «Скрипка Энгра»), в Германии в замке фон Арнимов, в Воронежском Государственном художественном музее, в Самарском литературном музее, в Доме Остроухова в Москве. Они есть в частных собраниях в России и в разных странах.
На выставке будет представлен новый̆ цикл, выполненный̆ в технике пастели и посвящённый̆ обнажённой̆ натуре, а также балерине Серебряного века Анне Павловой̆.
Людмила Петрушевская:
«Я, неожиданно для себя, начала недавно рисовать балеринок, вернее, Анну Павлову. Эта тема пришла, когда мне стало известно, что в гостинице «Метрополь» будет ее именной̆ номер, и туда нужен портрет.
И мне вдруг это понравилось – и белая пастель на черном фоне, оказалось, подходит как нельзя лучше для изображения белых пачек, веночков и пуантов. И белых, воздетых к облакам, ручек и ножек.
Еще одно – я там прожила три года от рождения, в отеле «Метрополь», и не исключено, что в том же самом номере. Это был парадный̆ двухкомнатный̆ люкс с эркерами на втором этаже, выходящий̆ на Моховую и на Малый̆ театр.
Где моя мама в детстве устраивала спектакли, задергивая и открывая шторы перед полукруглым эркером, настоящей̆ сценой̆. Где они сверху смотрели на открытые гробы вождей̆ революции, проплывающие под их окнами по дороге к кремлевскому кладбищу.
Я родилась там в 1938 году уже как член семьи врагов народа (ЧСВН). Трое к тому времени было расстреляно (10 лет без права переписки). Прадеда толкнули под машину «Хлеб» в 1947 году, он ходил в НКВД и спрашивал – десять лет без права переписки прошло, где мои дети.
После «Метрополя» мы уехали в эвакуацию, где я стала уличной̆ нищенкой̆, потому что нечего было есть. Буханка хлеба на троих на два дня.
Я просила милостыню в магазинах и пела по дворам, собирая вокруг себя детей̆ и старушек. Я им еще и рассказывала «Портрет» Гоголя, и иногда испуганные слушатели выносили мне кусок хлеба.
И только в детском доме у меня появилась бумага с карандашом. И я кинулась рисовать. В школе у меня были пятерки только по чтению, письму, пению и рисованию. И так продолжается до сих пор.
Что же касается ню, то я ведь всегда мечтала учиться живописи. И просила об этом свою приятельницу, замечательную художницу Катю Григорьеву-Шиллинг. Она сказала: – Люся, идите рисуйте обнаженную натуру, это первый̆ курс академии. И я пошла».
Информация (на 25.05.2017):
Галерея Тамары Веховой (бывшее название Галерея «Здесь»).
Адрес: улица Спиридоновка, дом 4, строение 1. Школа-студия “Детали”. 4 этаж.
Ближайшие станции метро «Тверская», «Пушкинская» и «Арбатская».
Время работы: понедельник – суббота с 12:00 до 20:00, воскресенье – выходной день.
Вход свободный.