Понедельник , 7 апреля 2025

Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие.

С 11.04 до 03.08.2025 в Еврейском музее и центре толерантности.

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие» об истории танца и изобразительного искусства в ХХ веке.

В 10 залах разместятся более 200 уникальных экспонатов, вниманию гостей будут представлены яркие работы Матисса, Кандинского, Малевича, Бакста, Бенуа, Экстер, эскизы Ларионова, Гончаровой, Рериха, Делоне и других. Посетители увидят графические и живописные произведения, фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, танцевальный перфоманс и многое другое. Партнером проекта выступил Большой театр.

Новая выставка проводит параллель между изобразительным искусством и танцем, по мнению многих художников, самым совершенным способом выразительности. Хореографию и изобразительное искусство в ХХ столетии связывает долгая история сосуществования. Ей посвящается экспозиция, разбитая на главы, составленные вне хронологической логики.

Каждый зал разыгрывает собственный сюжет. Экспозицию начинает рассказ об Айседоре Дункан, провозгласившей освобождение движения на сцене. Новой хореографии аккомпанируют живописные и пластические сюиты на античные темы Валентина Серова, Льва Бакста, Максимилиана Волошина, Сергея Коненкова.

Танцем в свободном греческом хитоне, босяком, Айседора Дункан транслировала мысль о возвращении человека к его естественному состоянию. Новаторство американской танцовщицы совпадает с интересом художников того времени к природе, стремлением приблизиться к простой, естественной жизни животных. В работах художников разных стран появляются анималистические сюжеты, композиции с изображением растений (Франц Марк в Германии, Михаил Матюшин и Елена Гуро).

В главе, посвященной хореографическим экспериментам 1920–1930–х годов, рассказывается о Хореологической лаборатории (Хорлаб), в которой танец изучался как фундаментальная наука, а также о мастерской Николая Форрегера (Мастфор), балетах Касьяна Голейзовского и многих других танцевальных объединениях, ставших частью культурного ландшафта в 1920-е гг.

В это время танец как будто окончательно порывает с традицией, становится частью художественного действа. Основоположники беспредметности, Василий Кандинский и Казимир Малевич, инициируют авангардные танцевальные постановки, пытаясь через танец открыть универсальный язык. Зритель увидит реконструкцию «Супрематического балета», поставленного в 1920 году в Витебске. Балет ученицы Малевича, Нины Коган, визуализировал теорию движения супрематических форм в пространстве. 

Искусство танца не оставалось равнодушным к последствиям трагедий XX века. После Второй мировой войны в Японии возник танец «Буто». Облик танцора в нем достигает крайнего гротеска, привычные пропорции – чрезмерной трансформации, что рифмовало их с героями произведений художников – экспрессионистов. 

Центральной темой выставки станет ритм, задающий интенсивность движения в танце, формирующий напряжение пространства. Главу иллюстрирует знаменитая постановка «Болеро» Мориса Бежара с Хорхе Доном в заглавной партии и «Танец ведьмы», исполняемый немецкой танцовщицей Мэри Вигман. Переосмысление ею танца и роли подлинного ритма повлияло на многих хореографов второй половины ХХ века.

Художники и танцоры на протяжении всего ХХ столетия пытаются переосмыслить роль времени в танце и изобразительном искусстве. Тему трансформации времени раскрывают футуристические работы Ивана Клюна, Александры Экстер, Казимира Малевича и фрагменты постановок современных хореографов, шведа Матса Эка и израильтянина Орхана Нахарина.

Значительная часть проекта отведена истории преставления человеческого тела на сцене и уникальным костюмам, созданным художниками для балетных постановок, в том числе Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым, Александрой Экстер, Натальей Гончаровой, Николаем Рерихом, Соней Делоне и др., представленные эскизами и фотографиями из собраний российских музеев.

Музеи-участники выставки: ГМИИ имени Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Театральный музей имени Бахрушина, Музей Маяковского, Государственный музей Изобразительных искусств Татарстана, Саратовский художественный музей имени Радищева и другие.

Куратор: Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности

Научные консультанты: Николетта Мислер (Неаполь, Италия), Ирина Сироткина (Лондон, Англия).

Информация (на 03.04.2025):

Еврейский музей и центр толерантности.

Адрес: улица Образцова, дом 11, строение 1А.

Ближайшие станции метро – «Менделеевская», «Новослободская» и «Марьина роща».

Время работы: воскресенье – четверг с 12:00 до 22:00 (кассы до 21:00), в пятницу с 10:00 до 15:00 (кассы до 14:00), суббота и еврейские праздники – выходные дни.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:

Сайт – https://www.jewish-museum.ru

Телефон: +7 (495) 645-05-50.

Смотреть еще

Еврейский музей Выставка Люба Любочка Любовь Сергеевна Попова

Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924.

С 03.11.2024 до 27.02.2025 в Еврейском музее и центре толерантности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *