Пятница , 11 апреля 2025

Эммануил Евзерихин. Взгляд в историю.

С 11.04 до 15.06.2025 в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО, Санкт-Петербург.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО» в Санкт-Петербурге представляет выставку «Эммануил Евзерихин. Взгляд в историю». В экспозицию вошло более 140 фотоотпечатков 1930–1960-х годов из коллекции РОСФОТО, а также из собрания семьи автора. Особое место занимают работы времен Великой Отечественной войны.

Снимки классика советской фотографии наглядно демонстрируют зрителям историю страны, развитие отечественного фотоискусства, раскрывают мысли самого Эммануила Евзерихина и сюжеты, стоящие за отдельными фотографиями.

Творческий путь автора — воплощение в биографии одного человека классического периода советской фотографии. 50 лет профессиональной деятельности Евзерихина, со второй половины 1920-х годов до конца 1970-х, — время эпохальных событий, естественным образом нашедших свое отражение в фотоискусстве.

Увлекшись фотографией в середине 1920-х годов, еще подростком, Евзерихин уже в начале 1930-х сформировался как профессиональный фотограф, фотожурналист. Это период, когда окончательно сложились принципы советского фоторепортажа, и приехавший в Москву из Ростова-на-Дону Эммануил Евзерихин стал сначала корреспондентом недавно созданного треста «Союзфото», а вскоре — эталонным советским фоторепортером. Его снимки 1930-х годов — калейдоскоп идеальных образов Страны Советов, в которых соединяются строгость документальной фотографии и авангардные влияния предыдущих десятилетий.

Эммануил Евзерихин работал в «Союзфото» до 1939 года, когда был уволен за совершенную ошибку. Интересно, что даже профессиональная оплошность стала хрестоматийной для истории советской фотографии, отражая определенные тенденции времени. Речь идет о принятом в фоторепортаже «методе восстановления факта», который использовал Евзерихин, но в результате был обвинен в «грубейшей инсценировке».

С началом Великой Отечественной войны Эммануила Евзерихина пригласили в «Фотохронику ТАСС» в качестве военного фотокорреспондента. Советский военный фоторепортаж — явление, не имеющее аналогов в контексте истории мировой фотографии. Ни в одной стране мира не было такого количества военкоров, но главная особенность этого явления заключалась в объединяющей, масштабной по своей сути, идее — вере в победу.

Эммануил Евзерихин прошел всю войну, снимал на 4-м Украинском, 2-м Белорусском, 3-м Белорусском фронтах, запечатлел освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги, но наибольшую известность получили его фотографии, сделанные в Сталинграде.

Пожалуй, у каждого классика военного фоторепортажа есть шедевры, у Евзерихина это, безусловно, сильнейший по эмоциональному воздействию снимок «Фонтан «Дети» в Сталинграде» и идеальный по героической образности «Стоять насмерть!».

Говоря об известности того или иного военного снимка, важно понимать, что все они создавались специально для прессы или иной печатной продукции — именно широкая тиражируемость отдельных кадров сделала их иконическими. Осмысление военных фотографий с точки зрения их художественных достоинств пришло потом.

После войны Эммануил Евзерихин продолжил работать корреспондентом «Фотохроники ТАСС», оставаясь верным принципам репортажа, сформированным в середине 1930-х. Он снимал восстановление страны, развитие хозяйства и промышленности, создал портреты деятелей культуры. В 1971 году Эммануил Евзерихин выходит на пенсию, но остается внештатным корреспондентом ТАСС.

Менялись времена, менялась страна, менялась и фотография. Фоторепортаж в традициях социалистического реализма становился классикой, уступая место новой фотографии, характеризующейся художественными экспериментами, социальной направленностью и концептуальными идеями.

Единственная прижизненная персональная выставка Эммануила Евзерихина прошла в 1977 году в ТАСС. В 2007 году ретроспектива его работ состоялась в Государственном Русском музее. Настоящая выставка в РОСФОТО впервые с 2007-го представляет петербургским зрителям полную панораму творчества автора.

Не будет преувеличением сказать, что он прошел всю жизнь с фотоаппаратом в руках. Константин Симонов писал, что «человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата всегда в конечном счете глядит через него в историю». Сейчас каждый снимок Эммануила Евзерихина — это свидетельство эпохи, а сюжеты и особенности съемки стали классическими для отечественной фотографии.

Информация (на 04.04.2025):

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО.

Адрес: Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 35.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Время работы: ежедневно с 11:00 до 21:00.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

Сайт – https://rosphoto.org/visit/

Телефон: + 7 (812) 500-70-00.

Смотреть еще

Мир в двух измерениях Краснодарский художественный музей имени Коваленко

Мир в двух измерениях.

С 03.04 до 13.04.2025 в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *