С 26.03 до 13.04.2025 в Галерее Союза Художников России на Покровке, 37.
В Галерее Союза Художников России открывается выставка художников Бурятии «Сугтаа – Вместе». Идея сплоченности и единства, народа и страны, человека и его малой Родины, художника и братства художников, выражена через бурятское слово сугтаа, то есть «вместе».
Сугтаа в концепции выставки означает сплоченность и силу единства в многообразии. Каллиграфическое написание названия выставки передает характер единого перетекающего в пространстве и времени художественного процесса, в котором переплетены традиции и современность, прошлое, настоящее и будущее искусства Бурятии.
Сегодня культурная жизнь республики продолжает наполняться художественным контентом, ориентированным на духовные, семейные ценности, крепкие связи с русской художественной школой и опорой на региональные традиции. Пейзаж остается одним из ведущих жанров в творчестве художников Бурятии.
Красота природных уголков края красноречиво выражена в «лирических» композициях Ю. Раднаева, Д. Лыгденова, О. Козлова, А. Батурова. Авторский почерк Б. Доржиева узнаваем по мощной эмоциональной цветовой и ритмической динамике, с которой он щедро делится и увлекает с собой зрителя: «Девочка и степь», «Ранняя весна», «Утро в Гоби».
Мотив городского пейзажа с эффектом цветных карандашей представлен в работе керамиста М. Налетовой. Солнечным светом, летним теплом пропитан «Натюрморт с пижмой» Л. Воронцовой; ее трактовка в работе «Плетение», где горные вершины созвучны с ритмом тканной основы и линиями женских рук, представляет монументальную тему сотворения мира.
Полотна Н. Улзытуевой погружают зрителя в ассоциативные взаимосвязи и процесс рефлексии на тему бурятских и в целом, восточных традиций: «Обоо», «Поиск», «Предчувствие». В произведении Д. Кантаковой героическое звучание красного и черного стало опытом изучения пластических качеств линогравюры на тему «моя современница», раскрытой в скульптуре Бурятии второй пол. ХХ века.
Традиционные формы бурятского ювелирного искусства представлены в работах: Б. Маркакова, П. Павлова, А. Павловой, А. Танганова. Парный бурятский нож А. Танганова при сохранении черт традиционного бурятского ножа, интересен введением повествовательности: по мотивам героического эпоса «Гэсэр» прочеканены сцены с улигершином, играющем на морин-хуре, всадником с натянутой тетивой лука. А. Цыденовым в традиции буряад зураг выполнен триптих «Игры трех мужей» – это борьба, скачки, стрельба из лука. В той же традиции выполнен триптих И. Нимаевой «Замбаа. Изготовление обжаренной ячменной муки»; автор соединяет приемы буддийской иконописи и светской трактовки повседневного быта, таким образом, продолжая путь, к которому обратились бурятские иконописцы в нач. ХХ века.
Мир буддийской культуры, являясь частью национального самосознания бурят, пробуждает у художников интерес к запечатлению мемориальных сооружений, например, «Субарга. Нойон-Уула. Хара-Шибирь» Б. Лыксокова; буддийских бурятских монастырей – дацанов, в работах: А. Амбаева «Восхождение», А. Ринчинова «В преддверии Цама. Хамбын сумэ», Г. Яковлева «Зула. Праздник лампад». Ювелиром и резчиком по кости Б-М. Чимитовым выполнен рельеф «Хамбо Лама Д-Д. Итыгилов». Буянто Ошоров создал образ Сагаан Убгэна в миниатюрной пластике, с орнаментальным лотосовым основанием, стилизованными горами и облаками.
Тема кочевой культуры, уходящей корнями в степную Евразию, запечатлена в бронзовой пластике Б. Базарова «Адуушан», «hээршэн», в «сибирском ритоне» – «Хундага». К более древнему пласту обращены работы Е. Болсобоева: приемом патинирования подчеркнута архаичность животных-тотемов, сакрализацией пространства овеяна декоративная композиция «Тайга». Природная текстура камня подчеркнута в лаконичных керамических формах Ч. Базарова. К интерпретации арт-фактов бронзового века Забайкалья обращается М. Налетова в серии керамики «Петроглифы».
В гобеленах Т. Дашиевой лейтмотивом звучат горы родного края – Закамны. В технике ручного ткачества из конского и сарлычьего волоса, она раскрывает природную красоту материала и тесную связь с народными тканными ковриками таары. Гобелены И. Асхаевой «Листопад», «Мелодия ночи» и Р. Доржиевой «Восточная девушка», «Полет» (цветная шерсть) – тканные полотна завораживают нежными образами, ощущением волшебства сотканных нитей.
В выставке «Сугтаа» принимаюь участие более 50-ти авторов, представляющих современное профессиональное изобразительное искусство Республики Бурятия – сплав народных бурятский традиций, реалистической школы, актуального искусства, синтез традиций и современности.
к. иск., Жамбаева Т. И.

Информация (на 20.03.2025):
Галерея Союза Художников России на Покровке, дом 37.
Адрес: улица Покровка, дом 37.
Ближайшие станции метро «Чистые пруды», «Китай-Город», «Красные ворота»
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 19:00, понедельник – выходной день
Посещение выставочного зала – свободное.
Сайт – http://shr.su
Телефон: +7 (495) 917-55-20, +7 (495) 917-58-80.