Писать о выставках современного искусства сложно, потому что твои впечатления находятся между очень умными текстами в пресс-релизах и собственными взглядом и позицией в искусстве. Не верю я пресс-релизам, но сейчас не пишут о том, что видят – не принято, пишут о том, что читают.
Зачем я шёл на выставку Евгении Тут «Медленные берега» в ММОМА? Чтобы увидеть, как малым числом работ (а в реалии их оказалось еще меньше, чем ожидалось) заполнить немалые пространства шести залов здания на Гоголевском 10-2 и создать выставочный проект.
Не люблю статьи о выставках, буквально описывающих экспозицию, но раз я именно за этим пришёл…
Первый зал – несколько больших и хороших абстрактных работ. Второй зал – те же работы, но значительно меньше размером на столиках-мольбертах – снижает градус, возникает ощущение, что это подготовительные работы к тем, что в первом.
В большой третий зал я удачно зашёл с правой стороны – здесь порядка пятидесяти графических листов с цитатами из дневников. Но можно прочесть пять, десять, но мы же пришли смотреть, а не читать. Бросаешься к большой работе слева – там слов нет, метров на десять тысяча знаков-рун. Дальше обращаешься к куче картонных ящиков – там внутри каждого те же абстракции небольших размеров… Возможно ли это воспринимать, как самоиронию?
Второй этаж – маленький зал слева наиболее традиционен с точки зрения экспонирования – графика, объекты. В большом зале – длинный ряд изображений, сделанных с планшета, и непонятая нейтральная инсталляция. В последнем зале – как завершение выставки – крутая инсталляция «Восход над морем»: в темноте свет бьёт из тысячи маленьких отверстий, всё шумит, гремит. Эффектная концовка.
Получил ли я ответ на свой вопрос? Да, эта выставка – достойный пример, как надо делать проекты современного искусства в музейном пространстве. Приходите посмотреть, именно как на образец – это очень важное и необходимое мастерство.
Но мне ведь этого мало! Я ведь за большим пришёл… Мне ведь обещали «поиск заповедного места — внутреннего убежища, где можно восстановить связь с собой». Есть хорошие интерьерные абстракции, есть достойные инсталляции, которые будут, уверен, украшать не один кураторский проект в больших музеях. Но заявленных «ментальных пространств, полных эмоций и визуальных впечатлений» – нет, эмоций – нет, с ментальными пространствами – не получилось…
Вот храм с фресками Дионисия в Ферапонтово – это ментальное пространство в вечность. Вот пространства Валерия Юрлова или Франциско Инфанте на выставках в Третьяковке – тоже. Здесь же духа нет – всё профессионально, холодно, выверено и проектно. Дизайнерские по сути вещи могут создать пространство релакса, но не создадут большего.
- Что: Выставка «Евгения Тут. Медленные берега».
- Где: Московский музей современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, 10-2.
- Даты: С 05.03 до 11.05.2025.
- Подробнее о выставке – https://cultobzor.ru/2025/03/evgeniya-tut-medlennye-berega-mmoma/