Фотохудожник Юрий Ерёмин (1881–1948).

С 02.04 до 18.05.2025 в Музее-заповеднике «Архангельское».

Музей-заповедник «Архангельское» и Государственный музей А.С. Пушкина открывают выставку, посвященную творчеству выдающегося фотохудожника первой половины XX века Юрия Петровича Ерёмина, признанного мастера художественной светописи – пикториальной фотографии.

Будучи участником большого количества выставок, конкурсов и фотосалонов в нашей стране и за границей, он часто становился их лауреатом. Биография и творчество мастера привлекают внимание не только специалистов в области фотографии, но историков искусства и архитектуры, музейного дела.

Несмотря на огромное влияние, которое Ю.П. Ерёмин оказал на искусство фотографии в России и Советском Союзе, его персональные выставки очень редки. Одна из причин этого – разрозненность творческого наследия мастера, оно «разбросано» по различным музеям и частным собраниям.

Сохранившееся наследие Ю.П. Ерёмина насчитывает более 2000 негативов, огромное количество авторских отпечатков, многочисленные публикации снимков в виде открыток и буклетов, иллюстраций в книгах и периодических изданиях.

Но судьба наследия фотографа непроста: у многих творческих работ утрачены авторские названия и датировки, отсутствует провенанс. Вторая причина – недоступность архива. Так, многие документы, которыми пользуются исследователи, известны исключительно в копиях. Факты личной и творческой биографии приходится восстанавливать по крупицам: редким упоминаниями в печати и случайным архивным документам.

Третья причина – отсутствие автобиографии и авторизованной развернутой биографии, в результате чего некоторые периоды жизни Ю.П. Ерёмина, особенно 1881–1918 годы, описываются в литературе весьма противоречиво. Да и более поздний период тоже содержит большое количество лакун, которые требуют продолжения исследований.

Замысел выставки в том, чтобы представить Ю.П. Ерёмина как фотохудожника, при этом не теряя из виду другие стороны его работы как фотографа, в том числе точного документалиста, а также биографическую канву. В результате самый значительный по объему раздел связан с усадебной тематикой. Но он не затмевает других направлений, в которых Ю.П. Ерёмин добился значительных успехов и стал признанным мастером-пикториалистом: пейзаж, виды городов, портрет, ню.

Один из разделов выставки посвящен работе Ю.П. Ерёмина в Архангельском. Он снимал усадьбу и в 1920-е годы как фотохудожник и фотограф Общества изучения русской усадьбы, и в середине 1930-х – как сотрудник профессора архитектуры С.В. Безсонова, автора фундаментальной монографии об Архангельском. В фондах музея сохранились несколько десятков фотографий мастера, в том числе ряд стеклянных негативов, один из которых представлен в экспозиции.

На выставке пунктиром представлена «закадровая жизнь» ерёминских снимков, которые становились знакомы широкой публике благодаря – главным образом – публикациям в журналах, научных и научно-популярных изданиях.

Творческая жизнь Ю.П. Ерёмина совпала с непростым периодом советской истории, результаты его творчества зачастую получали диаметрально разные критические, а иногда и идеологические оценки. Отзыв Александра Родченко (1936), что фотохудожник должен «…стойко поклоняться однажды найденной красоте, как Ю.П. Ерёмин», мог соседствовать с определением, что фотограф видит «мир глазами буржуазного фотохудожника» (Л. Межеричер, 1936).

Конечно, это не добавляло Ерёмину спокойствия и уверенности в повседневной жизни, хотя его творчество было прекрасно вписано в мировой художественный контекст, ориентировалось на общечеловеческие ценности и личный эстетический опыт. Блестящее чувство композиции и виртуозную технику исполнения автора посетители смогут оценить в оригинальных отпечатках, в преимуществе своем представленных на выставке.

Для более глубокого знакомства посетителей с жизнью и творчеством Ю.П. Ерёмина подготовлены несколько тематических альбомов, развивающих ряд сюжетов, представленных в экспозиции.

Биографические материалы о Ю.П. Ерёмине, впервые собранные в таком объеме и частью впервые вводимые в научных оборот, а также малоизвестные публикации 1920-х – 1930-х годов как самого Ю.П. Еремина, так и о его творчестве, сосредоточены в цифровом формате на специальных планшетах. Там же посетитель сможет найти текст первой биографии Ю.П. Еремина, написанной в 1941 году и до сих пор не опубликованной.

В подготовке выставочного проекта приняли участие: Государственный музей-заповедник «Архангельское»,  Государственный музей А.С. Пушкина,  Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Центр визуальной культуры Béton, Политехнический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Историко-краеведческий музей Верхнедонского района Ростовской области, Музей Московского уголовного розыска, Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный архив г. Москвы, Библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва, Михаил Валентинович Золотарев,  Игорь Владимирович Кувырков.

Информация (на 29.03.2025):

Музей-заповедник «Архангельское» — Ботанические оранжереи.

Адрес: Московская область, городской округ Красногорск, посёлок Архангельское.

Время работы: вторник – воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной день.

Стоимость билета на выставку без учета стоимости входа в музей-заповедник – 300 рублей, льготные категории — 200 рублей.

Для прохода на территорию Музея-заповедника необходимо приобрести входной билет в Парк – 150 рублей.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

Сайт – https://arhangelskoe.su/

Телефоны: +7 (498) 568-95-80, +7 (498) 653-86-60.

Смотреть еще

Станислав Яворский Две бесконечности Русский Музей Фотографии

Станислав Яворский. Две бесконечности.

С 05.04 до 27.04.2025 в Русском Музее Фотографии, Нижний Новгород.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *