С 20.11.2024 до 02.03.2025 в Государственном Эрмитаже.
В Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается выставка «Твердыня пламенная. К 150-летию со дня рождения Николая Рериха». Более 500 предметов экспозиции повествуют о творческом, научном и духовном пути художника, философа, археолога, писателя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947).
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии 20 музеев и культурных институций России, Республики Беларусь и Монголии.
«Эрмитажный Рерих – утончённый представитель петербургской культуры; вдохновенный пророк духовного единства России и Востока; романтически-практичный борец за права культуры», – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Открытие выставки станет кульминацией празднования юбилейного года Рериха в Эрмитаже. В апреле 2024 года состоялись торжественное заседание и концерт, посвящённые художнику. Ежегодно в музее проводится Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», а также вручается премия имени Рериха за особый вклад в сохранение культурных традиций.
Экспозиция «Твердыня пламенная» – ключевое событие эрмитажной буддийской программы, в рамках которой в этом году состоялось представление статуи Будды Майтреи после реставрации, была открыта выставка шедевров буддийского бурятского искусства в Улан-Удэ, работала экспозиция «Археологический феномен. Между прошлым и будущим» в Эрмитаже, отмечающая важную дату – 100-летие с начала научного исследования археологического памятника в горах Ноин-Ула; реализован театральный проект «Сутра золотого света», вдохновлённый экспозицией Запасной галереи Отдела Востока Эрмитажа.
Название выставки повторяет заголовок одного из известных сборников публицистики Николая Константиновича – «Твердыня пламенная». Книга впервые была издана в 1933 году, за несколько лет до подписания Пакта Рериха – первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.
В документе нашли отражение размышления Николая Константиновича о защите культурных и духовных ценностей, объединённых идеей – «Мир через Культуру». Одна из главных задач выставки – представить зрителю наследие знаменитого художника и мыслителя через связь с этой ведущей идеей его деятельности.
Экспозиция демонстрирует живописные произведения Николая Рериха от самых ранних, написанных в петербургский период творчества, до наиболее поздних. Среди них – знаменитая картина «Гонец. «Восста род на род», за которую Рерих получил звание художника, а Павел Третьяков приобрёл её для своей коллекции; «Заморские гости» и «Город строят» из собрания Третьяковской галереи, а также малоизвестные публике полотна – «Натурщик» и «Отдых охотника» из Музея Академии Художеств.
Посетители смогут увидеть не только картины Николая Константиновича, но и уникальные произведения русской иконописи и тибетской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и вещи, связанные с жизнью и творчеством художника.
Особое место на экспозиции занимают предметы из собрания Государственного Эрмитажа. Это, прежде всего, археологическая коллекция семьи Рериха, включающая личные находки Николая Константиновича, его супруги Елены Ивановны и младшего брата художника Бориса Константиновича. Всего рериховское археологическое собрание в фондах музея насчитывает более 26 000 предметов. В его основе – коллекции каменного века, но также присутствуют находки из раскопок средневековых памятников.
Собрание Эрмитажа раскрывает Рериха и как коллекционера западноевропейской живописи, представленной в большей степени произведениями голландских и итальянских мастеров XV–XVII веков. Среди них – «Святой Архангел Михаил» кисти Винченцо Фоппа, «Скалистый пейзаж со святым Иеронимом» Руланта Саверея, «Накренившиеся суда в бурном море» Адама Виллартса.
Интересным станет знакомство с тибетскими свитками – тангка – из собрания сына художника Юрия Николаевича и живописным полотном «Когда собираются йоги» кисти его брата Святослава Николаевича, которые сейчас находятся в коллекции Эрмитажа.
Кураторы выставки: Владимир Александрович Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа; Юлия Игоревна Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа; Елена Алексеевна Бондаренко, специалист по выставочной работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
Информация (на 20.11.2024):
Государственный Эрмитаж — Главный штаб — Залы трансформеры.
Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 6/8.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
Время работы:
Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets