23 августа Бахрушинский театральный музей по традиции отмечает день памяти великого русского актера, основоположника реализма в театральном искусстве Михаила Щепкина. Его мемориальный Дом-музей, ежедневно принимающий гостей экскурсий и участников творческих мероприятий, во всех деталях рассказывает о быте и работе артиста.
Дом-музей Щепкина на улице Щепкина, 47 – уникальный исторический объект: изящный особняк, построенный в конце XVIII века, переживший пожар войны 1812 года и сохранивший обстановку и атмосферу времен жизни хозяина. Посетители буквально попадают в гости к Михаилу Семеновичу.
Сегодня в залах особняка можно увидеть уникальные предметы, которыми он пользовался: спичечница и портсигар, мундштук, посуда, портфель. Усилиями реставраторов Бахрушинского музея сохранено множество подлинников писем, дневников, портретов, афиш.
Сайт музея – https://www.bakhrushinmuseum.ru/branch/dom-muzey-m-s-shhepkina/
Михаил Семенович Щепкин (17.11.1788, село Красное Обоянского уезда, ныне Белгородской области, – 23.08.1863, Ялта), родился в семье крепостного. Его выдающиеся способности привели его в 11-летнем возрасте в Судженское малое народное училище, где в 1800 он впервые выступил в школьном спектакле по пьесе Сумарокова. Профессиональную сценическую деятельность Щепкин начал в 1805 – и сразу же прославился как комический актёр.
В 1822 Щепкин был выкуплен на волю и продолжил актерскую карьеру, ни на минуту не переставая серьезно изучать теорию и практику сценического искусства. В 1823 Щепкин был принят в труппу Московского театра (с 1824 г. – Малый театр).
Формированию общественных и художественных взглядов Щепкина способствовали его тесные связи с передовыми деятелями культуры: Пушкиным, Гоголем, Белинским, Герценом, Шевченко. Щепкин не только участвовал в первых постановках пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов.
Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, стремлением к жизненной правде – что и сделало его революционером в театре, основоположником реализма, на который до него русская сцена просто не осмеливалась. Щепкин никогда не «представлял»; он вместе со зрителями проживал каждый спектакль, каждый выход, каждое слово.
Его актерский талант основывался на его гениальной способности наблюдать жизнь, сопереживать людям и искренне вкладывать все силы в работу. Щепкин утверждал важную гражданскую миссию актера, нравственно-просветительские и критико-обличительные функции этой профессии.
Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щепкин выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Сценические заветы Щепкина и этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К. С. Станиславским.