С 14.06 до 28.07.2024 в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ, Казань.
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в Казани открывается инклюзивная выставка «Незримые фактуры», которая является продолжением проекта «Чувствовать сквозь», прошедшего в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в 2023 году. В этот раз основной темой экспозиции стала экология. Влияние человека на природу имеет глобальные масштабы.
Антропогенный фактор, который ведет к количественным и качественным изменениям окружающей среды, охватывает все ее составляющие. Как явный результат, к которому человечество движется – это потеря всех жизненных функций экосистемы. Данная проблема стоит особо остро как в научном сообществе, так и в мире в целом.
Искусство XX-XXI веков в большей степени социализировано и обращает вектор своего развития на насущные проблемы. Художники ставят перед собой задачу заставить человека рефлексировать и думать о важных темах. Выставка «Незримые фактуры» погружает в противоречивый мир, где сталкиваются две противоположности: город и природа.
Эпоха антропоцена – термин, который был введен нидерландским ученым Паулем Крутценом в начале 2000-х годов как название новой геологической эпохи. Деятельность людей достигла таких масштабов влияния на окружающую среду, что человечество превратилось в одну из главных движущих сил природных процессов на Земле. В 2019 году Международная комиссия по стратиграфии признала «антропоцен» новой геологической эпохой, начавшейся в середине XX века.
Долгое время человеческое существование в окружении природы трактовалось как «уважение природы» (Питер Тейлор). Однако подобные установки неявно приводят к антропоцентрической концепции мира, где агентивностью (способность к действию) обладает только сообщество людей. Представленный факт привел к появлению иной системы – новой метафизики.
Согласно идее Тимоти Мортона (английский философ) человек изначально является частью природной составляющей, таким образом представить его жизнь без окружающей среды невозможно. Отсюда возникает острая необходимость прихода к равновесию, отказу от агрессивного управления природными ресурсами.
Антропоцентрическая тема отражена основными маркерами городской среды: сетка, асфальт, металл. В скульптурных и живописных произведениях авторы обращаются к представленной теме непосредственно, изображая город и его внутренние процессы, а также опосредованно, делая отсылку к основной тематике через материал и формы. Общее колористическое решение работ, серое и безжизненное, отсылает к основным фактурам, окружающим человека в эпоху прогресса.
Так, работы Евгения Завитневича (Лениногорск), выполненные в русле течения эко-арт, представляют образы из предметов, найденных на просторах родного города. Соединение металла и дерева рождает общую картину прогресса, который подчиняет себе природные мотивы и делает их своей неотъемлемой частью.
«Новая метафизика» как отражение баланса природной среды и человеческих сил показана через естественные материалы окружающего нас мира: дерево, камень, растительные элементы. В своих работах авторы создают через прямые или косвенные образы «дикой», нетронутой природы. Естественная, близкая к натуральным оттенкам, цветовая гамма переносит посетителя в состояние спокойствия.
Керамика Татьяны Андреевой (Владивосток) передает ощущения, которые рождаются у человека в природной среде. Работая в согласии с окружающим миром, автор претворяет в жизнь природные сценарии, подчеркивая в них плавность и текучесть естественных форм.
Среди художников, представленных на выставке, авторы из разных городов России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Лениногорск, Владивосток, Астрахань и другие. Также важной частью проекта стали работы из фондов Государственного музея изобразительных искусств РТ, многие из которых показаны в экспозиции впервые.
Инклюзивная выставка «Незримые фактуры» направлена на популяризацию искусства среди людей с ограниченными возможностями. Основной целью проекта стала возможность открыть для человека с особенностями развития мир творчества и позволить ему прочувствовать его иным образом. Главный принцип – активное участие посетителя: его прямой контакт с произведениями искусства.
Информация (на 14.06.2024):
Национальная художественная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ.
Адрес: город Казань, Кремль, музейный комплекс «Хазинэ», 3 подъезд.
Станция метро «Кремлевская».
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 11:00 до 20:00. Понедельник — выходной день.
Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:
Сайт – https://izo-museum.ru
Телефон +7 (843) 567-80-43.