С 26.06 до 08.09.2024 в Музейном центре «Площадь Мира», Красноярск.
Музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске представляет выставку «Конец вечности. Михаил Ермолов». Музей продолжает открывать тихих героев художественной мысли в позднем СССР.
Михаил Николаевич Ермолов — один из блистательных мастеров-волшебников «новой» и последней волны киноплакатистов. Но, в отличие от Майстровского, Боксера и Чанцева, он не попал в «прожектора» даже тех немногих журналистов и критиков, кто касался этого культурного феномена. (Хотя его «софитный» шедевр к фильму «Кабаре», спустя годы, тоже был продан на аукционе «Сотбис»).
Всплеск живой метафоры в плакатном творчестве естественно совпал с перестройкой, когда на глазах заканчивалась кажущаяся незыблемой советская эра. Плеяде «кино-графиков» повезло с эпохой — в конце 80-х они получили доступ к большому формату и печатному станку и, главное, возможность мыслить свободно — от буквы заказа, от ушедшей цензуры, от сложившихся визуальных клише и от еще не пришедшей коммерции.
Художник Михаил Ермолов в это «интересное время» сумел достичь стилистической индивидуальности с собственным выражением лица. В его палитре смешивается авангард и наив. Он продолжает шагать по «ветке» Шагала… Качество живописи экспрессионистское, фигуры гротескные…
Сегодня в музее — «с точки зрения вечности», мы находим в собрании листов Ермолова изысканность, остроту, свежесть пластики и смысла. В трех десятках представленных произведений сквозят минорные интонации в сочетании с тревожностью. В «чернышевской» капелле Михаила Ермолова меланхолии в избытке.
Однако развернутую по стенам макабрическую хореографию балансирует радость и чувственность сочной живописно-графической фактуры. Эта художественная материя и есть положительный герой времени, пролетевшего кометой. Ведь процесс творческого подъема в киноплакате длился каких-то четыре года, пока не началась «разруха».
На входе в бокс зрителя встречает неосуществленный «оригинал» плаката к фантастическому фильму «Конец вечности». Он и стал естественным названием выставочного проекта. В первую голову — потому, что в нем звучит отчетливая аллюзия на неожиданный конец советской эпохи. Как в заголовке известной книги историка Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось».
Вместе с другим ненапечатанным эскизом, на другом входе в «Черный ящик», обе картинки служат еще и представлением сквозных образов, встречающихся внутри галереи. Голова и Дом. Так, из разнообразных и подчас взаимных трансформаций — то Голова в Доме, то Дом в Голове, собралась Ермоловская «ума палата»
Да, конечно, плакат — функциональный прикладной жанр. Но почему-то иногда он выглядит острее и свежее, чем станковые работы тех же мастеров. Загадка. Какой тут закон? Возможно это — проявление формулы «Искусство+», когда у печатной картинки есть «социальное» (или «религиозное») «расширение».
А в станковом формате, как правило, побеждает интимная приватность… Видимо, попадание живописи на границу субъективности дает ей шанс достичь супер-субъектности. Некоторым художникам это удается. И «метафорический» киноплакат перестроечного времени оказался таким окном возможностей.
В составе выставки подлинные оттиски, поступившие в дар музею от коллекционера Натальи Мокшиной, купленные нами на интернет-аукционе, а также изображения, приобретенные у Музея кино и Российской государственной библиотеки. Копии оригиналов — из собрания художника».
Сергей Ковалевский, куратор выставки
Информация (на 24.06.2024):
Музейный центр «Площадь Мира» – Галерея «Черный ящик».
Адрес: город Красноярск, Площадь Мира, дом 1.
Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 19:00, среда и четверг с 13:00 до 21:00, понедельник – выходной день.
Вход на выставку по общему билету в музей – 250 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:
Сайт – https://mira1.ru
Телефон: +7 (391) 212−46−63.