Среда , 4 декабря 2024

Арсений Штейнер. Человек и самолет. Взлетаем, не падаем, не беспокоимся. О выставке М. Тимофеева «Взлет».

19.06.2024.

«Были в середине прошлого века знаменитые путешественники, Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка. На своей «Татре» они объездили весь земной шар. Им уже ничего не надо было исследовать, как их предшественникам, потому что на картах не осталось слепых пятен. Но их путевыми репортажами об Африке, Южной Америке, Ближнем Востоке зачитывался весь мир, а общий тираж книг перевалил, наверное, за миллиард.

Сегодня репортажем из экзотической страны никого не удивишь, да и «экзотическим» называть ничего не рекомендуется. Но географию не отменишь, не перевелись и путешественники. Просто в XXI веке для поддержания активной абилки «путешественник» недостаточно, с приключениями или без, перемещаться из одной точки на карте в другую — где наверняка будет тот же МакДональдс. Нынешний путешественник — это проект, а в наше время частный проект может быть только художественным. Максим Тимофеев как раз такой случай: его продолжающийся проект построен на личной истории и общей географии.

Уже пятый год художник Максим Тимофеев перемещается по миру, нигде не задерживаясь надолго. Большую часть времени он проводит в странах Азии и Ближнего Востока, везде рисует на айпаде (и иногда маслом), записывает звуки улиц и как бы репортажные видео. «Как бы», потому что в этих видео ничего особенного не происходит.

Это не хроники и не путевые заметки; эти записи, смонтированные в бесконечный поток типовых образов (прохожий, дорога, дерево) и типовых же обрывочных звуков (фрагменты разноязыкой речи, шум ветра и дождя, шелест автомобиля) представляют взгляд неангажированного наблюдателя, который не ищет экзотики и не ловит событие. Обыденность зафиксированных сцен предзадана автором; что бы ни происходило перед камерой, в монтажной комнате оно станет обычным.

И здесь есть любопытная загадка: все чаще кажется, что вопреки жажде «интересного», которой добивается от человека работающая с «необычным» рекламная индустрия, сегодня «реальное» равняется «обычному». А необычное, выходит, нереально. В таких рассуждениях, конечно, можно дойти до камер видеорегистраторов как инструментов самых современных художников, но всегда важно вовремя остановиться.

А Тимофеев не останавливается. В одном городе, в другом, в десятом он делает стрит-фото, малая часть которых специально для московской выставки собрана в блоки. Рассматривая фотографии по отдельности, в них можно найти характеры, сценки, эффектные композиционные приемы—все то, что обычно находят в художественной фотографии. А когда бесчисленные фото собраны вместе, они, как буквы, сложенные в книжку, показывают совсем другое, то, чего в каждой из них нет.

Они показывают художника, свидетеля всех этих фрагментарных событий и разрезанных кадром объектов. Совсем неслучайно серия абстрактных ландшафтов под крылом самолета, которые впервые в мае 2024 вышли из виртуальной вселенной NFT в реальный мир, называется «Над» (или Above в исходном NFT-варианте). Личная история никогда не смешивается с миром предметов, она призрачно существует где-то рядом. Обнаружить этот гэп и построить на нем художественный проект не каждому удается.

Кажется, уже не модно читать Ника Ланда. Говорят, сейчас надо читать Мейясу и, по его путаным заветам, ожидать, «когда заговорят» предметы и промежутки между ними. Как в одноименном рассказе Мамлеева, спекуляции с реализмом приводят лишь к тому, что мир утекает между пальцев — и не поймаешь. Кто-то был, приходил и ушел, — постмодернизм давно забыт, и мы пишем эту фразу без кавычек, потому что ее автор давно уже прошел лучшую часть пути к растопке на старой даче.

Самолетики Тимофеева, залитые 5 миллиметрами эпоксидной смолы, монотонно планируют над абстрактными ландшафтами; с потолка галереи свисают артефакты из дальних стран, кружатся в вакуумных пакетах; в витрине скучают билетики в музеи той стороны Земли. И сам художник, глядя на эти предметы, уверен, что его выставка о решающем «выборе, который встает перед нами каждую секунду».

Но предметы не разговаривают! И тогда весь выбор сводится к воле к выживанию: бери любой предмет да ешь. А если они все-таки говорят между собой, когда человек отвернется — то, что им тогда до наших сомнений? Сами хороши.

Вот такой выходит спекулятивный реализм и интересная выставка «Взлет». Была и закрылась».

Арсений Штейнер

Максим Тимофеев. Взлёт.

С 17.05 до 16.06.2024 в Галерее «Ходынка».

Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2024/05/maksim-timofeev-vzlet-hodynka/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *