Один из гигантов русского авангарда, основоположник и теоретик многих направлений нового искусства 20 века. Он один из учредителей общества «Бубновый Валет», в дальнейшем при его участии были проведены еще более радикальные выставки «Ослиный хвост», «Мишень».
Влияние французской живописи, а также интерес к русскому народному искусству привели Михаила Ларионова к созданию собственного стиля примитивизма (1907-1913 гг), которому были присущи грубое искажение формы и ненатуральный колорит.
К 1912 году Михаил Ларионов и его супруга и единомышленница в творчестве Наталия Гончарова разработали русский вариант футуризма, известный под названием «лучизм». Об этом Ларионов объявил в манифесте, опубликованном в 1913 году.
В том же 1913 году он переезжает с Наталией Гончаровой в Париж и до конца жизни работает во Франции. Здесь он в частности обращается к оформлению театральных спектаклей, в т.ч. и для «Русского балета» Сергея Дягилева. Большие ретроспективные выставки работ Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой прошли в Париже (1956) и Лондоне (1961).