С 10.04 до 19.05.2024 в Галерее «Измайлово».
В Галерее «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается выставка художницы Милы Гавриловой «Один».
Человек живёт один раз, но про него не говорят — одноразовый. Это грубо, антигуманно и предполагает, что он и был создан для того, чтобы послужить какой-то цели единожды, а затем отправиться в небытие. За свою, в общем-то, недолгую жизнь он успевает совершить множество действий, кому-то оказаться полезным, кому-то помешать, что-то понять и в чем-то разувериться, что-то создать. Нет, «одноразовый» про человека не скажешь. Хотя технически это так, он живёт всего один раз.
Зато в современном быту много одноразовых вещей. Стаканы, упаковка, бумажные билеты, бахилы, медицинские маски. Это дешёвые вещи, их дальнейшая судьба никому не была бы не интересна, если бы не осевшее где-то на краю сознания неприятное ощущение «плохо для экологии». Большинство людей это знает, но на их повседневность это знание не влияет. Других забот слишком много.
Тема бессмысленного, чрезмерного потребления в широком, философском смысле интересует художницу Милу Гаврилову в течение нескольких лет. Ее визуальный символ – летящий пакет, полет которого не имеет ни определенной цели, ни понятной траектории. Пакет практически невесом, его как будто и не существует вовсе, при этом он материален и очень быстро из нужной мелочи становится мусором, бытовым, визуальным и экологическим. Ставший не нужным пакет – не просто тара или пустая форма, но и форма существования ультимативной пустоты – не как отсутствия определенного содержания, а как отрицания какого бы то ни было содержания, самой его необходимости.
Здесь мы приходим к мотиву чрезвычайной легкости и отсутствия веса не как чего-то прекрасного, а как, напротив, неприятного, тревожного. Эту проблему подробно исследовал Милан Кундера в романе «Невыносимая легкость бытия». Легкость, не уравновешенная тяжестью, не чередующаяся с ней, а существующая сама по себе, вне этой дуальности, ближе к небытию, чем к счастью.
Пакет, воздушный шарик, пластиковый стаканчик или любая другая дешевая одноразовая мелочь заражена этим вирусом легкости. Срок полезного существования такой вещи в тысячу раз короче, чем период, в течение которого она потом носится, гонимая ветром, неприкаянная, или лежит на земле, так и не становясь ею, не сливаясь с ней. Если пакет порвался, пластиковый стаканчик испачкался, мы привыкли выбрасывать их и заменять новыми. Потому что они одноразовые. Их никому не жалко. Срок их жизни короток, но большинство людей не считает это проблемой.
Человек живет всего один раз и недолго. У человека и пакета больше общего, чем кажется. Бытие пакета – насмешка над бытием человека, пародия на него. Склонный к печали человек видит в этом обреченность, но тот, кто пережил печаль и живет в период постпечали, учится противопоставлять мысли об оскорбительной одноразовости сознательное прибавление веса и смысла каждому часу. Оно помогает лечиться от невыносимой легкости, вызывающей тошноту и головокружение.
Мила Гаврилова родилась в городе Орел, где училась в художественном училище, с красным дипломом и золотой медалью РАХ окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова, мастерскую станковой живописи. С 2013 и 2014 – член Московского союза художников и Союза художников России, участница более ста московских, всероссийских и международных выставок и арт-проектов, в том числе в Аргентине, Италии, Франции, Словакии, Индии.
Работы Милы Гавриловой находятся в частных, галерейных и музейных коллекциях (Вятский художественный музей им. В.М.и А.М. Васнецовых, Заволжский городской художественно-краеведческий музей) в России и за рубежом. В 2023 года художница поступила в Свободные мастерские ММОМА
Куратор: Мария Сикирина.
Информация (на 10.04.2024):
Галерея «Измайлово».
Адрес: Измайловский проезд, дом 4.
Проезд до станции метро «Партизанская».
Время работы: вторнику – воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник — выходной день.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 125 рублей.
По Социальной карте школьника и учащегося колледжа или карте «Москвёнок» – вход свободный.