С 07.02 до 09.06.2024 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.
В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева открывается выставка «И с вами снова я. К 225-летию А.С. Пушкина». В экспозиции представлена оригинальная и печатная графика, книги, а также произведения декоративно-прикладного искусства из музейного собрания.
Самыми ранними по времени исполнения иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина здесь являются два графических листа, относящиеся к XIX столетию. Первый, очевидно, был выполнен в 1840-1850-е годы. Это рисунок к стихотворению «Воевода», сделанный рукой Александра Алексеевича Агина, талантливого мастера книжной графики и ученика Карла Брюллова. Эскиз был подарен Радищевскому музею другом А.П. Боголюбова художником Фёдором Бронниковым. Вторая работа – акварельный набросок к «Сказке о царе Салтане», принадлежащий кисти известного художника серебряного века, работавшего в имении Саввы Мамонтова «Абрамцево» – Сергея Васильевича Малютина.
Подъём интереса к иллюстрированию произведений А.С. Пушкина пришёлся на рубеж XIX-XX веков. Несомненное влияние на этот процесс оказала деятельность объединения «Мир искусства» и его лидера Александра Николаевича Бенуа. В 1911 году вышла в свет повесть «Пиковая дама» с иллюстрациями художника. Хранящийся в Радищевском музее оригинальный авторский рисунок «Германн у кондитерской» (1910) практически полностью был повторён в печатном варианте. На выставке также можно увидеть оформленное А.Н. Бенуа знаменитое издание «Медного всадника» (1923), которое и в наши времена по праву считается эталоном книжной графики.
Пушкинская тема вызывала интерес и у художников советской эпохи. Особая заслуга в продолжении традиций русской книжной иллюстрации принадлежит Владимиру Андреевичу Фаворскому. Большой успех принесла художнику работа над «Маленькими трагедиями» – «Скупой рыцарь», «Дон Гуан», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Выполненные в технике ксилографии (гравюры на дереве), произведения В.А. Фаворского отличаются строгостью формы и эмоциональной выразительностью.
Значительная часть выставочного пространства отведена иллюстрациям, авторами которых являются художники, чьи судьбы были тесно связаны с Саратовом. Это работы К.А. Клементьевой, В.С. Успенского, Г.П. Лозового, М.И. Полякова. Ученик Фаворского, Михаил Иванович Поляков известен как вдумчивый и тонкий интерпретатор литературного текста. Композиционная завершённость и внимание к деталям присущи его гравюрам к «Пиковой даме», «Маленьким трагедиям», поэмам «Медный всадник» и «Бахчисарайский фонтан». Изысканность рисунка и насыщенные цвета привлекают внимание в книжных макетах театрального художника Николая Борисовича Глинского к «Сказке о золотой рыбке».
Творческое наследие А.С. Пушкина оказало серьёзное воздействие и на развитие драматического и музыкального искусства России. Своеобразными масштабными иллюстрациями к произведениям великого поэта являются эскизы декораций для постановок опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане», выполненные Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым и Иваном Петровичем Севостьяновым.
Пушкинские образы послужили неисчерпаемым источником вдохновения для художников декоративно-прикладного искусства ХХ столетия, работавших в жанре мелкой пластики. На выставке представлены изображения самого поэта и героев его произведений производства Ленинградского и Дулёвского фарфоровых заводов. Нарядная роспись фарфоровых пластов Тамары Михайловны Беспаловой-Михалёвой созвучна лёгкому и певучему языку пушкинских сказок. Исполнена внутреннего драматизма статуэтка, изображающая Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, выполненная по модели известного скульптора Якова Абрамовича Троупянского.
Важное место в экспозиции принадлежит печатным изданиям пушкинских произведений, оформленным лучшими мастерами русской книжной графики – А.Н. Бенуа, Е.П. Самокиш-Судковской Н.В. Кузьминым, Т.А. Мавриной. Среди особо ценных библиотечных экспонатов – изданная при жизни Пушкина поэма «Бахчисарайский фонтан» на немецком языке (1826), а также выпущенная в Германии в год смерти поэта книга, посвящённая его жизненному пути и творчеству Г.Р. Державина.
Выставка «И с вами снова я» рассчитана на широкий круг посетителей – от младших школьников до людей старшего возраста. Небольшое пространство выставочного зала второго этажа исторического музейного корпуса вместило сцены из наиболее известных произведений А.С. Пушкина в трактовках выдающихся русских художников.
Информация (на 08.02.2024):
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева – Здание на Радищева, 39.
Адрес: г. Саратов, улица Радищева, дом 39.
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг и пятницу с 12:00 до 20:00. Понедельник и последний вторник месяца – выходные дни.
Подробная информация о порядке посещения зданий музея и стоимости билетов на официальном сайте: