С 25.04 до 14.07.2024 в Доме-культуры ГЭС-2.
В Доме культуры «ГЭС‑2» открывается выставка «Уроки радости и боли» о советском кинорежиссере Динаре Асановой (1942–1985) и ее уникальном методе. Актеры для Асановой были полноценными соавторами, а искренность — одной из главных ценностей. Киноязыку режиссера созвучно название «Уроки радости и боли», отсылающее к одноименному эссе (1989) писателя и драматурга Александра Житинского.
Андрей Василенко, куратор:
«В экранной вселенной Динары Асановой единым ассамбляжем заявляют о себе приметы повседневной жизни — те самые неочевидные сюжеты, из которых сплетается ткань эпохи. В то же время звучат вневременные темы, описывающие всю суть человеческих взаимоотношений. Мир детей и подростков, который так деликатно изображала Асанова, по праву можно назвать отражением мира взрослых.
Нередко юные видят и чувствуют предельно отчетливо и ярко, без малейшего намека на двусмысленность: первая любовь, недопонимания между, казалось бы, близкими людьми, трагедии отдельных судеб, надежды и разочарования. В пространстве между важными темами, которые находили отклик у зрителя, и такой близкой, буквально интимной манерой организации и репрезентации экранного повествования, рождались истории, которые стали документами эпохи, не требующими верификации».
Экспозиция разделена на три части, каждая из которых содержит кинофильмы, фрагменты интервью с Динарой Асановой, воспоминания о ней, фотографии и другие архивные материалы.
В первой части представлен короткометражный дебют Асановой — «Рудольфио» (1969) по мотивам рассказа Валентина Распутина о школьнице, которая влюбилась в живущего по соседству мужчину. Этот фильм демонстрирует нехарактерный для советского времени, предельно честный и открытый взгляд на сильное чувство.
Вторая часть экспозиции посвящена знаковым работам режиссера: «Не болит голова у дятла» (1974), «Ключ без права передачи» (1976), «Жена ушла» (1979), «Пацаны» (1983). Каждый из фильмов демонстрирует специфический метод Асановой: как тонкий психолог, она старалась найти ключ к внутреннему миру юных актеров.
Третья часть рассказывает о личности Динары Асановой, отталкиваясь от «Детей раздоров» (1984) — одной из последних картин режиссера, аскетичной по форме и во многом автобиографичной. Как и в других своих работах, Асанова следует принципу «У меня нет времени говорить неправду».
В основе кураторского подхода к выставке «Уроки радости и боли» лежит один из лейтмотивов художественной программы Дома культуры «ГЭС-2» — «Личные истории как метод».
Куратор: Андрей Василенко.
Информация (на 25.04.2024):
Дом культуры «ГЭС-2».
Адрес: Болотная набережная, дом 15.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: понедельник – воскресенье с 10:00 до 22:00.
Вход в музей бесплатный, по регистрации на сайте — https://v-a-c.org/ges2/ges-2-house-of-culture-opening-registration