С 01.12.2023 до 19.05.2024 в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открывается выставка «Звери земные и птицы небесные. Образы животных в христианском искусстве».
Животный мир, являясь неотъемлемой частью земного бытия, всегда оказывал огромное влияние на окружающую действительность, в том числе и на людей. Поэтому изображения зверей и птиц присутствуют на материальных памятниках всех эпох, начиная с первобытного общества.
Большое место этот «параллельный» человеку мир занимает и в христианском искусстве. Изображения реальных и вымышленных «животных существ» присутствуют на заставках и миниатюрах богослужебных книг, на архитектурных деталях церковных сооружений, в росписях храмов, в памятниках иконописи и произведениях прикладного характера.
Включенные в состав выставки художественные произведения XIV – начала XX века дают представление о наиболее значимых для христианской культуры животных и разнообразии символических значений, которыми они наделяются.
Две гравюры и книжная миниатюра иллюстрируют тему «дружбы» святых с дикими животными: преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормят медведей, а у ног Февронии Муромской примостился ручной заяц. Эти взаимоотношения символизируют идеальный райский мир, в котором человек является заботливым хозяином всех зверей.
Достаточно большое количество экспонатов выставки отражают роль домашних животных в жизни Святых.
Кони (лошади) всех мастей выступают как «сподвижники» великих христианских воинов-мучеников: Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В сценах «Архангел Михаил – избранный воевода» и «Вознесение пророка Илии» красные кони выполняют функцию небесного транспорта. В обоих случаях звери – уже не земные жители, а представители горнего мира.
В Древней Палестине в качестве четырехногого транспорта обычно использовали осла. Большое хозяйственное значение имели волы и овцы. Присутствие этих животных в сценах, связанных с Христом (Рождество, Бегство в Египет, Вход в Иерусалим), в первую очередь, отражает быт того времени.
Большой пласт христианской изобразительной культуры составляют сюжеты с птицами. Главный «птичий» символ христианства – это голубь. Именно его обличье, сходя на землю, принимает Святой Дух. Кроме Крещения, отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Святой Троицы, в сценах «Распятие Господне», «Благовещение» и др. Изображение голубки является иконографической особенностью иконы Богородицы «Коневская (Голубицкая)».
«Птицы небесные» – это сочетание слов, вынесенное в название выставки, в евангельской традиции подразумевает невинные человеческие души духовных учеников. Именно в таком смысле стая птиц предстает на иконе, иллюстрирующей эпизод Жития преподобного Сергия Радонежского «Чудо о птицах». Демонстрацией заботы Господа о праведнике является ветхозаветная история о кормлении пророка Илии во время засухи воронами.
Святой мученик Трифон Апамейский в памятниках раннего византийского искусства обычно предстает в виде молодого человека, стоящего с крестом в руке. а вот на русской почве сложилась иконография Святого с соколом на руке. Литературной основой извода послужило московское предание о том, как сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев упустил любимую ловчую птицу царя, а затем по молитве своему небесному покровителю ее нашел.
В произведениях христианского искусства часто можно встретить изображения животных, символизирующих Спасителя. Наиболее древними и наиболее распространенными являются образы ягненка и рыбы. По степени распространенности «главными» животными христианского мира можно считать льва, орла и быка (тельца). Изображения этих животных присутствуют в различных новозаветных сценах, но, в первую очередь, они являются символами евангелистов, создателей книг о жизни, смерти и Воскресении Спасителя.
На памятниках русского религиозного искусства в основном встречаются два варианта соотношения животных символов и евангелистов. Более древним считается вариант, в котором лев символизирует евангелиста Иоанна, телец – Луку, а орел – Марка. На соборе 1666 г. единственно правильной была утверждена так называемая латинская система, по которой лев «присваивался» Марку, орел – Иоанну, а телец – Матфею. Что касается самих «животных существ», то до 1722 г. они могли изображаться как самостоятельно, так и вместе с евангелистами в человеческом облике. Позже – только совместно. однако это указание Священного синода не всегда исполнялось, свидетельством чему служит воздух 1769 г.
Всего на выставке представлено около 70 предметов, происходящих из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Значительная часть экспонатов станет доступна широкому кругу любителей древностей впервые.
Информация (на 01.12.2023):
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник – Выставочный зал филиала Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Ризница.
Посещение выставки с экскурсионным обслуживанием проводится для одиночных посетителей и для сборных групп (от 1 до 15 человек) строго по сеансам.
Время работы: среда, четверг, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в пятницу с 10:00 до 17:00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:
https://www.museum-sp.ru/visitors/all/bilety
Телефон: +7 (496) 540-53-56, 540-63-55.