С 28.11.2023 до 03.03.2024 в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Галерея «Веллум» и Департамент культуры города Москвы представляют выставочный проект «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы».
В проекте исследуется уникальное явление – туркестанский авангард, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок.
Выставочный проект объединяет творчество и удивительные истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) — создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане.
С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов, чьи работы также будут представлены на выставке. В проекте исследуется и значение личностей Игоря Савицкого, его знаменитого «конкурента» — Георгия Костаки и Камиллы Грей, чья книга перевернула представление всего западного мира о значении русского искусства в мировом контексте и фактически положила начало всемирному триумфу русского авангарда.
В крупном межмузейном проекте и издании каталога принимают участие: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья (ФНЗР), фонд «Марджани», продюсерская кинокомпания «ДокуМенталист», а также Галерея «Веллум» и ряд частных коллекционеров.
Выставка проходит в рамках многочастного проекта «Изменившие мир: российские художники и меценаты и формирование нового искусства в XX веке: Восток и Запад». Проект состоит из созданного ранее документального фильма «Ловцы солнца» (2023, авторы сценария: Любовь Агафонова и Юлия Вербицкая; авторы и продюсеры: Валдис Пельш и Елена Потанина); изданной специально к выставке книги (автор: Любовь Агафонова) и, собственно, самой выставки, включающей более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалы, подлинные книги, изданные в начале прошлого века из музейных и выдающихся частных собраний.
Куратор, автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова: «Вопросу, как русские деятели визуальной культуры повлияли на художественные процессы как на Востоке, так и на Западе, посвящается уже третий проект, который я делаю в Доме русского зарубежья. На сей раз он о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, «трех мушкетеров». Удивительное переплетение судеб, отразившееся в их произведениях, заворожит всех любителей живописи».
Александр Волков — непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов, в оправдании демонов. Но мистицизм на картинах Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал «вторую Троицу» и «Гранатовую Чайхону», а его «Караваны» — поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.
Александр Николаев (Усто-Мумин) — утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку — жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, литературного, эзотерического — того бешеного короткого периода «демиургов» и «шарлатанов», созданного в большой степени именно художниками Серебряного века. Немного опоздавший родиться Александр Николаев, в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из «Мира искусства», «Весов», «Аполлона» и «Голубой Розы». Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.
Виктор Уфимцев — бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни — чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.
Информация (на 27.11.2023):
Дом Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына.
Адрес: улица Нижняя Радищевская, дом 2.
Ближайшая станция метро «Таганская» Кольцевой линии.
Время работы: вторник, среда, пятница, воскресенье – с 11:00 до 19:00, в четверг и субботу с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:
Телефон: +7 (495) 137-83-56.