С 25.10 до 19.11.2023 в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели.
Российская Академия Художеств представляет в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели выставку произведений выдающегося сценографа, народного художника РФ, действительного члена РАХ, профессора Михаила Михайловича Курилко-Рюмина (1923-2012). В экспозицию, приуроченную к 100-летию со дня рождения мастера, войдет более 150 работ: макеты и эскизы театральных декораций, рисунки костюмов, а также живописные полотна из собрания семьи автора.
М.М. Курилко-Рюмин принадлежал к известной творческой династии: его отец, знаменитый художник театра и педагог Михаил Иванович Курилко, оказал значительное влияние на становление сына, привив уважение к основам профессиональной и художественной культуры.
Эрудиция, тонкое знание всех аспектов театрального дела, умение органично влиться в коллектив быстро выдвинули его в ряд наиболее востребованных авторов. С ним работали замечательные режиссеры: М. Кнебель, А. Эфрос, А. Попов, А. Шатрин, Б. Равенских, В. Андреев и другие.
Развивая исторические традиции оформления театральных постановок, он с интересом искал новые способы выразительности для создания сценического пространства. Его мастерству были доступны и глубокий драматизм, и музыкальный лиризм, и фарсовость, и лубочность. Курилко-Рюмин всегда был верен стилю изображаемой исторической эпохи, не впадая в этнографический бытовизм.
Стараясь раскрыть психологическую логику пьесы в согласии с режиссерским прочтением, Михаил Михайлович никогда не навязывал ей личные дополнительные искусственные измышления с целью «самовыражения». Декорации и костюмы отличались простотой и естественностью, изысканностью цветовых, пластических и композиционных решений.
«Мы, сценографы, в театре, конечно, не главные. Но именно мы создаем первое впечатление, когда открывается занавес, и перед зрителем предстает новый мир, созданный и воплощенный талантом и воображением художника», – говорил маэстро.
За долгие годы своего служения искусству он стал автором художественно-сценических решений почти двухсот спектаклей в театрах Москвы, других городов страны и за рубежом.
Среди них наибольшую известность получили: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, «Оливер Твист» по Ч. Диккенсу, «В поисках радости» В. Розова в Центральном детском театре (ныне РАМТ), «Пушкин» А. Глобы, «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппе, «Сотворившая чудо» У. Гибсона в Театре им. М.Н. Ермоловой, «Иван Рыбаков» в Малом театре, «Над пропастью во ржи» по Д. Селинджеру в Театре Сатиры, «Табачный капитан» В. Щербачева в Театре музыкальной комедии Свердловска, «Мещане» М. Горького в московском ТЮЗе, «Эпилог» А. Крыма в Драматическом театре Саратова, «Риголетто» Д. Верди в Музыкальном театре Омска, «Цена» А. Миллера в Театре Антона Чехова под руководством Л. Трушкина в Москве и многие другие.
Эскизы М.М. Курилко-Рюмина, по мнению искусствоведов, представляют собой завершенное пространство, которое способно принять драматургические коллизии, и где для каждого персонажа найдутся условия развернуть свою тему и построить свой характер. Автор мыслил образ спектакля не только воплощенным на сцене, но и предполагал существование эскиза как самостоятельного произведения. В живописных интерьерах, созданных художником, вещи обретают характеры, схожие с характерами персонажей, вступают во взаимоотношения, напоминающие сюжет пьесы.
В числе его лучших сценических предложений – рисунки декораций и макет к постановке «Фуэнте Овехуна» (1969) по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник», где мастер воплотил строгий и одновременно пленительный образ Испании. Комичность, напряженность действия и легкая музыкальная поэтичность нашли неповторимую изобразительную интерпретацию в работах к «Цене» А. Миллера (2001).
В последние годы жизни особенно явственно раскрылся его талант станковиста. В числе живописных работ, представленных на выставке – портреты, образы среднерусской природы, пейзажи Крыма, Франции, Греции. Натурным работам присущ мягкий лиризм, сдержанный и в то же время изысканный колорит, где главенствует холодная гамма многочисленных оттенков зеленых, голубых и сиреневых красок.
Оставаясь верным традициям отечественной школы, создавая разнообразные по тематике, стилистике и технике произведения, М.М. Курилко-Рюмин внес значительный вклад в развитие сценографии. Юбилейная экспозиция продемонстрирует широкую палитру исканий мастера, определивших место и роль его творчества в сохранении удивительного богатства классических основ искусства.
Текст составлен на основе статьи Т.В. Михайловой.
Михаил Михайлович Курилко-Рюмин (1923-2012) начал творческую деятельность в 1942 году во Фрунзе, где работал художником в Киргизском театре оперы и балета. В 1952 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, где учился у Ф. Белогородского, Ю. Пименова, Г. Щегаля, Б. Дубровского-Эшке.
С 1952 по 1962 гг. преподавал на художественном факультете родного института, затем в течение 50 лет руководил мастерской театрально-декорационного искусства живописного факультета Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова.
С 1992 г. был первым руководителем Творческой мастерской театрально-декорационного искусства Российской академии художеств. Занимал должности академика-секретаря Отделения театрально-кинодекорационного искусства (с 1997 г.) и главного ученого секретаря Президиума РАХ (1992-1996, 1998-2009 гг.).
Информация (на 22.10.2023):
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели.
Адрес: улица Пречистенка, дом 19.
Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».
Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.