Современное исламское декоративное и изобразительное искусство Ирана.

С 14.09 до 21.11.2023 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге представляет выставку произведений декоративного и изобразительного искусства современных иранских мастеров, работающих в традиционных для Ирана художественных техниках, включает около 100 экспонатов.

Выставка предоставлена Культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации и призвана познакомить российского зрителя с художественной жизнью исламского государства, которая органично сочетает в себе новые и традиционные стили, техники, материалы. Видное место занимают изысканные панно с каллиграфически исполненными кораническими формулами, репрезентирующие религиозные основания современной иранской культуры. 

Запрет на изображение человека и животных является отличительной чертой мусульманского искусства. И хотя в Коране не содержится на этот счет специальных предписаний, в религиозном искусстве ислама он получил весьма строгий характер. Чтобы не навлечь обвинения в многобожии и отходе от ислама (уподобление Аллаху и приписывание ему сотоварищей), мусульманские мастера и художники избегали композиций с живыми существами.

Абстрагируясь от повествовательных сюжетов, они создали богатый мир обобщенных геометрических орнаментов, сложных растительных узоров и каллиграфических композиций, призванных прославлять идею Единого и Всемогущего Аллаха. Виртуозно исполненные арабоязычные и персоязычные надписи в обилии украшали фасады архитектурных сооружений.

Чаще всего в них были заключены изречения из Корана и Сунны пророка Мухаммада, а также цитаты из прозаического и поэтического наследия средневековой Персии. Вместе с тем особенностью иранского средневекового искусства является расцвет книжной миниатюры, которая преодолела формальный запрет на фигуративные композиции и оказала сильное влияние на другие национальные школы исламского изобразительного искусства.

Выставка наглядно демонстрирует богатство и разнообразие художественных техник. На выставке посетители смогут увидеть кувшины, вазы, подносы, тарелки, выполненные в древней технике торевтики. Выделяются два стиля в искусстве торевтики: исфаханский и тебризский. Большой популярностью пользуется торевтика на меди, изготовленная в исфаханском стиле. В настоящее время и в других иранских городах существуют разные стили торевтики.

Город Исфахан также считается главным центром производства изделий и в нескольких других техниках, например, технике минакари. Это искусство традиционной иранской расписной разноцветной эмалью и глазурью по металлу и керамике. В процессе изготовления минакари, металлическое изделие (из меди, бронзы, серебра и золота) покрывается специальной белой глиной и трижды подвергается обжигу в печи при высокой температуре. После обжига делается роспись синей краской (оксидом меди) и изделие снова помещают в печь. Сложная техника минакари использует растительные орнаменты, доисламские традиционные символы и сюжеты персидской миниатюры.

Не менее популярна инкрустации бирюзой декоративных изделий из меди, серебра и бронзы в Иране называется техникой фирузе-куби (персидское слово фирузе означает «бирюза»). Данная техника зародилась в середине XX века в Исфахане и по праву называется «бирюзовым чудом Ирана».

Иранская бирюза более качественная, а самая древняя обработанная бирюза хранится в Тегеранском археологическом музее, камень был обнаружен почти 7000 лет назад. Поверхность посуды, украшений, декоративных изделий из меди, латуни, серебра, бронзы или никеля, предварительно очищается и поливается эпоксидной смолой черного цвета. После этого на поверхность «клея» мозаично укладываются обработанные кусочки бирюзы. Чем сложней мозаика и причудливей голубой оттенок, тем дороже изделие.

Дополняет выставку произведения иранского современного художника, уроженца Исфахана, почетного и заслуженного профессора факультета изящных искусств Тегеранского университета Махмуда Фаршчияна (род. в 1930 г.).

Жемчужиной выставки является альбом с фантасмагорическими иллюстрациями в стиле «сюрнатурализма», выполненный мастером в 2004 году. Его работы выставляются в лучших музеях Азии и Европы. На выставке можно увидеть каллиграфические этюды на коже, меди, ткани, а также фотографии, запечатлевшие памятники культурного наследия Исфахана.

В прошлом Исфахан называли Нисф-е Джахан, что означает «половина мира». В 2004 году Исфахан и Санкт-Петербург стали городами-побратимами, а в 2019 году один из скверов Фрунзенского района Петербурга получил его имя.

 

 

Информация (на 14.09.2023):

Государственный музей истории религии.

Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы:

Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.

Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.

Среда – выходной день.

Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов:

http://gmir.ru

 

Смотреть еще

Их приносят аисты. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Их приносят аисты.

С 24.05 до 29.09.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *