С 08.09 до 25.10.2023 в Тульском музее изобразительных искусств.
В Тульском музее изобразительных искусств открывается выставка «Наталия Гончарова. Я совсем не европеец», на которой представлены произведения живописи русской художницы, амазонки авангарда Наталии Гончаровой из собрания Государственного Русского музея. Это первый выставочный проект с данным музеем на территории Тульской области.
Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) – художница, вошедшая в историю отечественного искусства как первая среди «амазонок русского авангарда»; график, сценограф, иллюстратор книг. Она принадлежала к старинному дворянскому роду Гончаровых. Ее дед по отцовской линии был племянником Наталии Гончаровой-Пушкиной.
Детство Наталии Сергеевны прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб. В будущем это способствовало её увлечённости крестьянской темой. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, также пользовалась советами М. Ф. Ларионова.
Туляки и гости Тулы увидят семь полотен художницы из собрания Государственного Русского музея, выполненных в период с 1907 по 1910 год: «Провинциальный пейзаж», «Бабы», «Натюрморт с фруктами, раскрытой книгой и горшком цветов», «Беление холста», «Подсолнухи», «Цветы и кофейник», «Деревья и изба». А перенестись в эпоху старой Тулы помогут предметы быта и одежды из фондов Тульского музея изобразительных искусств.
В этот период центральным этапом исканий Наталии Гончаровой стал так называемый неопримитивизм, соединивший в единый стиль такие составляющие творчества Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм, игрушка) и иконопись.
Она обратилась к мотивам жизни крестьянства и питала интерес к таким повторяющимся занятиям, как беление холста, сбор урожая, стирка белья. У героинь полотна «Беление холста» наблюдаются утяжеленные и упрощенные формы фигур, рук, ног персонажей, в чем сказалось увлечение художницы архаической пластикой скифов. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами.
Образы крестьянок в картине «Бабы» наполнены тяжелой, первобытной силой. Сюжет словно «очищен» от бытовых деталей, отличается символической, даже сакральной завершенностью. Фигуры как бы замирают в заранее определенном им действии. «Бабы» Гончаровой напоминают не столько тульских крестьянок, сколько степных кочевниц с их резкой и вместе с тем выразительной пластикой.
Информация (на 08.09.2023):
Тульский музей изобразительных искусств — Тульское музейное объединение.
Адрес: улица Фридриха Энгельса, дом 64.
Время работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 20:00. Понедельник – выходной день.
Подробнее порядке посещения музея и стоимости билетов:
https://www.museum-tula.ru/muzei/tmii/
Телефон: +7 (4872) 35-40-53.