С 31.05 до 16.07.2023 в Всероссийском музее декоративного искусства.
East Meets West Gallery приглашает во Всероссийский музей декоративного искусства на выставку «Мифология бытописания и типология образов Татьяны Назаренко». В экспозиции – произведения академика Российской академии художеств, народного художника РФ, лауреата Государственной премии РФ Татьяны Григорьевны Назаренко.
Настоящая выставка не претендует на осмысление и художественное представление главных тем в творчестве Татьяны Назаренко. Мы лишь знакомим публику с несколькими тематическими группами работ художницы: это бытописание народных праздников и семейных гуляний, трапез и застолий; создание психологического, «этнографического» и группового портрета современника; исследование темы «коллективного бессознательного» и «коллективной мифологии» на примере народных гуляний во время Масленицы.
Отдельно стоит тема философского осмысления конечности всего сущего, где антагонизм и метафоричность «падения», греховности человека уравновешиваются его «воспарением» до вершин чистоты и любви.
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Бытовой жанр в творчестве Татьяны Назаренко к середине 90-х годов приобретает большую выразительность, мифологичность, и «этнографический» интерес к деталям быта выглядит правомерно. «Проводы зимы», 1973 г., «Гуляние в Филевском парке», 1982 г. приводят художницу к целой галерее социально-психологических типов современников, появившихся во время перестройки.
Возникает новый герой, отношение к которому у Татьяны Назаренко неоднозначное. Она активно пользуется приемами гротеска, фантасмагории, эпатажа. В этом случае изображение среды и пространства, в котором существует ее герой, становится игрой и театрализуется.
Привлекая возможности примитивной живописи, она создает «этнографические» портретные зарисовки героев не только для психологического описания характеров, но и для раскрытия смысла происходящего. В этих групповых портретах исследуется тема «коллективного бессознательного» и «коллективной мифологии», которые особенно ярко проявили себя в бытовом жанре.
Ставя свои эксперименты, художница «спровоцировала» нас на возможность использовать ее прием для нашей экспозиции, а именно поэкспериментировать с архитектурой и формами выставочного пространства.
Строго говоря, мы не следовали буквально ее курсом. Времена года у нас перемешаны, а залы «собраны» без хронологической последовательности: осень-зима-весна-лето, хотя «своя» последовательность в них соблюдена: в первом зале «Лето» у нас соотносится не только со временем года, но и в какой-то мере с теплыми ассоциациями семейного дома, любимыми предметами, возможно, не самой художницы, а теми, которые ассоциируются у каждого отдельного человека с историей его семьи.
Наша экспозиция поделена на четыре сценических пространства. Первое – бытописание летних бытовых и семейных гуляний и праздников, трапез и застолий. Второе пространство связано с осмыслением конечности всего сущего, где антагонизм и метафоричность «падения», греховности человека уравновешиваются его «воспарением» до вершин чистоты и любви.
Третье – возвращает нас к коллективному портрету современника в понимании Татьяны Назаренко, где «коллективное бессознательное» анализируется ею не только на русской, но и европейской почве. Четвертое пространство – самое яркое, театрализованное, типичное для стиля Татьяны Назаренко. Оно посвящено, в основном, одному событию – обобщенному представлению куратора и зрителя (людей из XXI века) о ярком русском народном гулянии и празднике – Масленице.
Выделение площади в городке или улицы в деревне как композиционного центра, где разыгрывается основное событие, – типичный прием художницы. Подобно Татьяне Назаренко мы выстраиваем свою театральную композицию – гуляние на Масленицу. Вместе с автором мы исследуем социальный тип людей, собравшихся на праздник, этнографические детали городка и площади, игровые моменты развернувшегося действия. Нас интересует мифологическое сознание коллективного образа людей, а также типологические характеры отдельных героев.
В экспозицию включаются как некоторые личные вещи Татьяны Назаренко, коллекционные предметы утвари конца XIX – начала XX века, собранные художницей, так и экспонаты отдела дерева Всероссийского музея декоративного искусства.
Театрализация, выполненная для представления Гуляния на Масленицу, дала возможность включить в экспозицию уникальные экспонаты музея, являющиеся элементами резного декора русской народной избы второй половины XIX века. Они относятся, в основном, к Владимирской губернии и Поволжью России, где отмечено также использование элементов так называемого «крестьянского ампира», особенно узнаваемого в элементах светелочного окна и во фризовых украшениях фасада дома.
Коллекция деревянной мелкой скульптуры Владимира Николаевича Зазнобина (1900-1981), собранная в музее, характерной особенностью которой являются как единичные скульптурные портреты, так и бытовые композиции, прекрасно гармонирует с бытовыми картинами и коллективными портретами Татьяны Назаренко.
Прикосновение даже к нескольким темам творчества такого уникального, самобытного и узнаваемого автора, как Татьяна Назаренко, который олицетворяет целое поколение выдающихся русских художников современности, – большая удача и задача для куратора.
В процессе познания всего разнообразия тем и оригинальности стиля художницы возникло осознание мощи ее таланта, который остается «загадкой» и «ящиком Пандоры» по сей день. «По сути, она художник «вне времени», как именуется одна из ее работ, и «на все времена», как говорим мы о настоящем искусстве». (Н. Иванов из статьи «Гуляния и метания русской души», 2023 г.)
Татьяна Палеева, куратор проекта.
Информация (на 23.05.2023):
Всероссийский музей декоративного искусства.
Адрес: Делегатская улица, дом 3.
Ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар».
Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.
Стоимость билетов в музей и на выставки — https://tickets.damuseum.ru/