Пятница , 29 марта 2024

Юрий Петухов. К 125-летию Аминадава Каневского.

29 марта 2023 года исполнилось 125 лет со дня рождения Аминадава Каневского. Художника с удивительно точным глазом и верной рукой. Молодому поколению это имя, скорее всего, говорит немного, но старшее точно выросло на книгах с иллюстрациями Каневского.

Золотой ключик, стихи Сергея Михалкова, Агнии Барто, произведения Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Кроме того, Каневский — отец Мурзилка и прекрасный карикатурист, автор замечательных станковых работ.

 

Аминадав Каневский. Предоставлено Юрием Петуховым.
Аминадав Каневский. Предоставлено Юрием Петуховым.

 

В детстве от многочисленных двоюродных и троюродных братьев и сестер в качестве подарков на дни рождения мне «перепадали» разные книжки, из которых старшие родственники уже «выросли». Часто книги оказывались с «пометками» предыдущего владельца в виде разрисованных детскими каракулями страниц. Должен признаться, что в то время это не особенно портило мне настроения.

Однажды в качестве очередного презента в доме появилась книжка с иллюстрациями художника Аминадава Каневского. Конечно же, в ту пору я не только не знал это имя, я и читать-то тогда еще не умел. Просил почитать мне либо вечно занятых родителей, либо старшую сестру, а сам с огромным удовольствием разглядывал картинки, которые стали моим первым (и, как показывает время, пожизненным) серьезным увлечением. Если честно, то книг Сергея Михалкова или Агнии Барто с иллюстрациями Каневского я в своем детстве не помню, зато я отчетливо вижу «Золотой Ключик или Приключения Буратино». С этими «ребятами» я вырос.

Ни тогда, ни значительно позднее я и представить не мог, что однажды судьба сведет меня с творческим наследием художника, работами которого было наполнено мое детство. Познакомиться с самим Аминадавом Моисеевичем мне не довелось. Но, повзрослев и вступив на путь ежедневного профессионального общения с изобразительным искусством, я познакомился с его сыном, тоже художником и главным хранителем творческого наследия – Владимиром Каневским.

На протяжении вот уже более тридцати лет мы дружим, общаемся, обсуждаем различные выставочные и издательские проекты. Что-то уже реализовано, а что-то находится в процессе подготовки.

 

 

В 1997 году первым совместным большим проектом была выставка Аминадава Каневского в цикле «Незабытые имена» в галерее «Ковчег», на которой, пожалуй, впервые были представлены станковые работы художника. Каталога тогда по причине отсутствия спонсоров и денег у галереи не издали, но сама экспозиция получилась любопытной и интересной, она пользовалась большим успехом у зрителей.

Затем последовали многочисленные тематические экспозиции с участием работ художника, а в 2006 году (уже под грифом «МодернАртКонсалтинг») мной был издан небольшой буклет, посвященный станковой графике Аминадава Каневского.

Для большинства зрителей Аминадав Каневский известен в качестве художника-иллюстратора многочисленных книг, виртуозного мастера карикатуры и «отца» Мурзилки.

Но лично меня в большей степени привлекает именно станковая графика художника. Она является первоосновой всех творческих удач и находок Каневского и в книжной иллюстрации, и в журнальной графике; от нее, как «от печки», он на протяжении многих десятилетий создавал свои образы. Станковая графика Каневского лирична и наполнена авторской теплотой к изображаемым им людям и пейзажам.

Хотя и в этих работах нет-нет, да и проскочит наработанная многолетним рисованием для сатирических журналов способность художника двумя — тремя линиями или мазками создать яркий, острый, характерный образ.

Эта уникальная способность Каневского снискала ему много поклонников и друзей, но и недовольных тоже прибавила. Даже бывшие однокурсники друзья-художники и те частенько обижались, узнавая себя в шаржах Каневского.

Вглядываясь в работы 1920-1930-х годов, понимаешь, что умение подмечать наиболее характерное в современниках, друзьях, знакомых художниках и соседских детях возникло не на пустом месте.

За плечами Каневского была потрясающая школа ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, где его педагогами были П.Я. Павлинов, Н.Н. Купреянов, В.А. Фаворский, Д.С. Моор. Природная наблюдательность, острый глаз, верная рука и потрясающая работоспособность – вот составляющие успеха художника Аминадава Каневского.  

 

 

Вот что пишет о станковых работах Аминадава Каневского искусствовед Анна Чудецкая:

«Внимательное и увлеченное изучение натуры раскрыло еще одну сторону дарования художника: это умение разыграть забавный сюжет, суть которого заключена в самой пластике рисунка. Неистощимое множество характерных типажей, смешных деталей, избыточная изобразительная информация ошеломляют.

Пристальное и живое внимание позволяло Каневскому сканировать те почти неуловимые, но чрезвычайно важные движения, которые выявляют психологические мотивы. То же живое внимание, однако, не позволяло раз и навсегда разделить всех персонажей на положительных и отрицательных, на черных и белых – оно заставляло видеть симпатичное в негодяях и забавное в героях.

Привычка точно изображать то, что подмечает его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания.

Возможно, благодаря этому качеству Аминадав Каневский и не стал официальным художником. Своими точными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности».

 

 

Аминадав Моисеевич Каневский

Биография

29 марта (17 марта по старому стилю) 1898 года родился В Елизаветграде (Кировоград).

В 1921-1924 учился на рабфаке при Вхутемасе в Москве.

В 1924-1930 годах учился во Вхутемасе-Вхутеине в Москве у П.Я. Павлинова, Н.Н. Купреянова, В.А. Фаворского, Д.С Моора.

 С 1924 года рисовал для журналов «Печатник», «Безбожник у станка», «Прожектор».

В 1924-1928 годах – член АХР (Ассоциации художников революции).

С 1930 года работал как плакатист, организовал бригаду плакатистов «2-я мастерская полиграфформ».

С 1936 года постоянно сотрудничал с журналом «Крокодил».

В 1945 году получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

1962 – член-корреспондент Академии художеств СССР.

В 1966 году получил звание Народный художник РСФСР.

1973 – Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР.

14 июня 1976 года умер в Москве.

Выражаем благодарность Юрию Петухову за помощь в публикации и предоставленные материалы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *