С 19.04 до 24.05.2023 в VLADEY – ЦСИ «Винзавод».
VLADEY представляет персональную выставку Нестора Энгельке «Картинная галерея имени профессора Вудмана».
Художник Нестор Энгельке – известный специалист по работе с деревом и изобретатель техники «топорописи», решил, что овладел своими тяжёлыми инструментами в совершенстве, и может позволить себе замахнуться на «старых мастеров».
Поддерживает его в этом амбициозном деле профессор Вудман, двойник и доверенный представитель автора, чудак, чей страстный интерес к древесной плоти и объектам, в которых она проявляется, – достаточный повод для появления новых работ, даже если другим эти опыты покажутся «не убедительными».
На одной из первых выставок Энгельке профессор показывал «деревянное телевидение», которое можно смотреть, только скосив глаза; позже он представлял бюро саморазрушающейся архитектуры; остепенившись, Вудман задумал основать музей древописи, в галерее представлена первая часть собрания: «Ночной дозор» и другие портреты «золотого века голландской живописи», вырубленные топором.
Свою практику художник комментирует очень кратко. Заявляя: «меньше слов – больше щепок», он отказывается объяснять все сам, но оставляет несколько подсказок, надеясь, что вокруг его работ, будут множится интерпретации, ведь только через эту герменевтическую практику его занозистые ремейки смогут стать основой для настоящей коллекции классического искусства.
Две главные зацепки: во-первых, его интересует взаимодействие с живописью; во-вторых – шляпы. Попробуем предложить варианты расшифровки проекта Энегельке, чтобы подтолкнуть зрителей строить свои.
Выдвинем предположение, что автор собирается рубиться не со всей живописной традицией разом, и не с «классикой», представленной голландскими мастерами. Он нацеливается на Рембрандт Харменсза ван Рейна и его статус живописца (и художника) par excellence, который закрепился за ним в эпоху романтизма.
Нестор Энегельке выбирает для себя роль художника, который старательно пытается добраться до истоков живописи, взаимодействует с этой историей снова и снова, но всегда выбирает для этой работы доски и топоры, толи в силу непреодолимой привязанности к этим материалам и инструментам, толи из-за крайне ограниченных возможностей замкнутого мира, в котором он существует.
Энгельке, конечно, занимает комический эффект этой обсессии, который придуманный им автор-эскапист как бы не замечает: повторяя историю искусства, он в то же время «убивает» каждую картину (или каждого автора, стоящего за ней). Впрочем, годы упражнений в «топорописи» действительно сделали его виртуозом, так что соревнование с Рембрандтом не только шутка, но и заявление о зрелости мастерства автора-древоруба.
Анастасия Котылева
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Информация (на 16.04.2023):
VLADEY Space — Центр современного искусства «Винзавод».
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8с9, подъезд 22.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:00.
Телефон: +7 (495) 666-22-33.