Суббота , 20 апреля 2024

На пределе. Волгоградские скульпторы о Великой Отечественной войне.

С 26.04 до 12.06.2023 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

В Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова открывается выставка «На пределе. Волгоградские скульпторы о Великой Отечественной войне».

Экспозиция «На пределе» стала частью сменяемых выставок в музейном пространстве «XX век. Открытые фонды». Она приурочена к 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В экспозицию вошли 6 работ из фондов музея, созданных известными волгоградскими скульпторами: Александром Головановым, Петром Малковым и Робертом Харитоновым. Подвиг, преодоление, героическое усилие – основные мотивы их произведений, ощутимые и в камерной выставке.

На выставке представлена скульптура – искусство, в котором в полной мере нашли воплощение героика и торжество, скорбь и осознание трагедии. Начиная с середины 1960-х годов увековечивание памяти о войне в нашей стране приобрело масштабный характер. Мемориальные доски, стелы, памятники, ансамбли стали важнейшими составляющими облика советских городов, среди которых особое место было отведено Волгограду.

Особой пронзительностью, силой художественного высказывания отличались произведения тех скульпторов, которые сами пережили войну – сражались на фронте, находились в тылу или испытали военные лишения будучи детьми. Известно, что многие выпускники столичных художественных вузов тех поколений осознанно выбирали Волгоград для своей работы, зная, что здесь предстоит работать с военной темой и испытывая потребность выразить свои чувства, непреходящую боль и память.  К ним принадлежали и авторы произведений этой выставки – Голованов, Малков и Харитонов.

Волгоградскому зрителю они знакомы по монументам, фактически определившим образ города-героя: мемориальной стене-памятнику на легендарном Доме Павлова (А.В. Голованов, П.Л. Малков), памятнику североморцам (П.Л. Малков), памятнику Михаилу Паникахе и памятному знаку «Ополченцам Тракторного завода» (оба – Р.П. Харитонов) и др. Монументалисты по профессии, они и в станковую, небольшую по размерам, пластику привносили монументальный размах.

Особенностью данной экспозиции является обращение к произведениям-символам. Это не конкретные, но условные, собирательные образы, посвященные важным военным событиям и явлениям. Выявляя главное, они носят универсальный характер и не теряют актуальности с течением времени.

«Подвиг» задумывался П.Л. Малковым как авторский вариант памятника Михаилу Паникахе, который в процессе работы «перерос» посвящение конкретному человеку и его подвигу, став символическим воплощением подвига вообще. Он нашел отражение в энергичной летящей мужской фигуре, объятой пламенем. Лишенная портретного сходства, оружия, знаков отличия, она стала вневременным олицетворением самопожертвования, неостановимого движения вперед.

Стремительный порыв, выкованный в меди Малковым, контрастирует с исполненным драматизма горельефом А.В. Голованова «Эскиз». Фигура умирающего бойца трагически изломана, голова запрокинута, левая рука безжизненно повисла, но правая все еще крепко сжимает винтовку. Этот воин, обреченный, но не сломленный – символ жертвенности и силы духа.

Победным пафосом проникнута другая работа Голованова – «Знамя Победы». Вытянутые пропорции фигуры, длиннополая шинель, высоко поднятые над головой руки создают торжественную вертикаль. Солдат возносит развевающееся Знамя Победы – штурмовой флаг, ставший общенародным символом Победы в Великой Отечественной войне. Он словно шагает навстречу зрителю, неся весть о Победе, начале новой жизни.

Сложную гамму чувств вызывает трехчастная композиция Роберта Харитонова: «Прощание», «Ожидание», «Встреча». В бронзе отлиты понятные каждому переживания: горечь прощания, страх неизвестности, томительность разлуки, радость долгожданного воссоединения. Компактные, неотделимые друг от друга фигуры создают лаконичные и эмоционально сильные художественные образы. Автор жертвует деталями, обобщает формы, достигая концентрации впечатления и создавая художественные послания, имеющие общечеловеческий характер.

Образы, воплощенные в произведениях выставки, выражают крайнюю, предельную степень напряжения возможностей, моральных и физических сил, чувственного восприятия. В момент создания они встречали отклик, сопереживание у каждого человека («Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»). Будут понятны они и современному зрителю.

 

Выставка «На пределе. Волгоградские скульпторы о Великой Отечественной войне». Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

 

Информация (на 24.04.2023):

Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова – Основное здание.

Адрес: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, дом 21.

Время работы: понедельник, четверг, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, в среду с 10:00 до 20:00. Вторник – выходной день.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов на официальном сайте:

http://mashkovmuseum.ru

Телефоны: +7 (8442) 38-24-44, +7 (8442) 24-16-79.

 

Смотреть еще

Выставка Евгения Дубровина Территория скульптуры Выставочный зал Объединения Московских Скульпторов

Евгения Дубровина. Территория скульптуры.

С 06.12 до 23.12.2023 в ВЗ Объединения Московских Скульпторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *