Четверг , 5 декабря 2024

Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века.

С 07.03 до 25.06.2023 в Музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас».

В Государственном музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас» начинает работу выставка «Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века».

Впервые в Остафьево из собрания столичного Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени прибудут 73 произведения искусства, среди которых лучшие образцы акварельных и живописных работ, выполненных знаменитыми мастерами: В.А. Тропининым, О.А. Кипренским, Н.А. Заваруевым, П.Ф. Соколовым, А.П. Брюлловым, Р.К. Жуковским, Д. Ортолани, П.З. Захаровым-Чеченцем и др.

«Выставка показывает нам культуру досуга москвичей XIX века, с балами и салонами. Остафьево издавна славилось и своими многолюдными пышными балами. Для многих видных представителей русской культуры усадьба на протяжении XIX века стала литературным салоном, литературной гостиной, где обсуждались животрепещущие вопросы литературной жизни России», — рассказал Юрий Евтюхин, директор музея-заповедника «Остафьево»-«Русский Парнас».

На портретах, представленных в экспозиции, запечатлены представители культурной элиты: виртуозный скрипач и композитор, автор гимна «Боже, царя храни» А.Ф. Львов, оперная певица А.М. Степанова, знаменитая трагическая актриса Е.С. Семёнова, композитор и дирижёр А.А. Алябьев, поэт и баснописец И.И. Дмитриев, хозяйка литературного салона польская поэтесса Анна Новаковская, а также портреты светских красавиц Н.А. Еропкиной, А.Е. Бенардаки, хозяек гостеприимных домов В.П. Самсоновой и А.А. Окуловой.

На выставке «Выход в свет» представлены не только живопись и графика, но и предметы декоративно-прикладного искусства: мастерски изготовленные веера, кошельки, табакерки, мебель, музыкальные инструменты. Дополняют музейные вещи реконструкции бальных костюмов из частного собрания.

Музей-заповедник «Остафьево» представит на выставке предметы мебели начала XIX века, среди которых посетители увидят резные диван и кресло из красного дерева, выполненные российскими мебельными мастерами, столик чайный из западной Европы и бальные аксессуары.

Выставка «Выход в свет» знакомит посетителей с традициями проведения балов и салонов, с историей костюма, с правилами этикета светских раутов прошлого. Культурные коды бала и салона уже давно утрачены, но в нашем распоряжении остались многочисленные артефакты, свидетельства современников и множество описаний в русской литературе.

Многое может рассказать, например, веер, кроме своего прямого назначения, выполнявший функции тайного «языка общения» дам и кавалеров. Лёгким движением веера дама могла вежливо показать собеседнику свой интерес, ответить на вопрос или даже назначить встречу.

Бал и салон – это одновременно и событие, и светская рутина. Первый формат существовал как в дворянской, так и в купеческой среде, второй – только в дворянской. Балы как церемония, ритуал, апофеоз самопрезентации и одновременно весёлое развлечение, чуть ли не единственный способ познакомиться и провести время с представителем противоположного пола.

Для балов заказывались специальные платья, туфельки для дам и лаковые ботинки для мужчин, веера, многочисленные аксессуары, покупались и дарились драгоценности. Искусство танца изучалось в дворянской среде ни один год, начиная с пятилетнего возраста. Бал был и своего рода инициацией, признанием нового статуса девушки на выданье или молодого человека, готового к женитьбе.

Салон – своего рода клуб, кружок избранных людей, объединённым каким-то интересом, – к политике, философии, религии, литературе, музыке. В отличие от балов салоны не предполагали угощений и танцев. Здесь собирались, чтобы представить новое музыкальное или литературное произведение, обменяться мнениями, поговорить, поспорить.

Обычно салоны проходили в гостиных, а не больших залах, в означенный день недели. Культура великосветского салона обычно формировалась вокруг фигуры женщины, которая могла славится своей красотой и обаянием, чувством юмора, интеллектом, талантом в каком-то из искусств.

Женское начало делало общение более лёгким и приятным. Из многих салонов столицы выросли известные литераторы и музыканты, представлявшие впервые на суд публики свои произведения. Своего рода, говоря современным языком, гости салона были «фокус-группой», которая могла определить успех и творческую судьбу автора.

Интересным символом коллаборации двух музеев-участников выставки стала книжка для последовательности бальных танцев из собрания Музея В.А. Тропинина и миниатюрный карандашик для таких записей из коллекции музея-заповедника «Остафьево». Подлинные предметы быта и мебели XIX века позволят зрителю почувствовать атмосферу эпохи, стать участником событий давно ушедших дней.

Куратор: Татьяна Прохорова, кандидат искусствоведения, Музей В.А. Тропинина.

 

 

Информация (на 01.03.2023):

Государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас».

Адрес: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево, улица Троицкая, дом 1А.

Время работы:

Парк открыт ежедневно 8:00 до 23:00, вход до 22:00. С 8:00 до 10:00 — вход в парк бесплатный; с 10:00 — согласно установленным ценам.

Музей открыт для посещения: вторник — пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной день. Последняя пятница месяца с 12:00 до 18:00.

Входной билет в парк: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.

Входной билет в музей на постоянные экспозиции: взрослые – 300 рублей. Льготные категории – 250 рублей.

Входной билет на временные выставки: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.

http://www.ostafyevomuseum.ru

 

Смотреть еще

Открытие постоянной экспозиции «Князья Вяземские, графы Шереметевы и А.С. Пушкин в Остафьеве».

Открытие постоянной экспозиции «Князья Вяземские, графы Шереметевы и А.С. Пушкин в Остафьеве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *