11.03.2023
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина представил коллекционное издание «Бесприданницы» к 200-летию А.Н. Островского. В отличие от многих предшествующих публикация Бахрушинского предлагает новый взгляд на пьесу, а также уникальный иллюстративный ряд – эскизы и фотографии из фондов музея.
Её называли крупнейшим фиаско Островского, но именно эта пьеса вошла в классику русской и мировой драматургии, выдержала сотни постановок, в том числе балеты, оперу, мюзикл и четыре экранизации, но продолжает очаровывать каждое следующее поколение читателей и зрителей.
Идея запуска отдельной серии книг, посвященной юбилею драматурга, принадлежит заведующей Домом-музеем А.Н. Островского, филиалом Бахрушинского, Светлане Семиколеновой. Именно она со своими коллегами, научными сотрудниками музея, стала автором ярких вступительных статей к изданиям.
Первая книга из юбилейной серии – «Гроза» – была издана в 2020 году. Затем вышли в свет пьесы «Лес» и «Снегурочка». В четвертый том серии вошла «Бесприданница» – произведение, в котором Островский использовал непривычные для русской сцены того времени новаторские приемы.
По словам знаменитого историка русской литературы Александра Скабичевского, «Бесприданница» «предвосхитила поэтику чеховской драмы». Сам Островский утверждал, что с этой, сороковой по счету, его пьесы начнется «новый сорт» его творчества.
Публика, пришедшая 10 ноября 1878 года на премьеру «Бесприданницы» в Императорский Малый театр, пьесу, однако, не оценила. По мнению большинства рецензентов, спектакль потерпел «полнейший, несомненный и даже окончательный провал». «Русские ведомости» писали, что Островский «утомил всю публику» и называли пьесу крупнейшим фиаско за 20 лет его творчества.
Только при жизни Александра Николаевича «Бесприданница» была поставлена на сцене более 50 раз, но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт драмы. Успех к пьесе пришел только после смерти Островского.
Из вступительной статьи научных сотрудников Бахрушинского музея к «Бесприданице» вы узнаете, как участие Веры Комиссаржевской способствовало оглушительному успеху постановки 1896 года, вызвав овации, каких прежде не слышал Александринский театр, и как еще две актрисы – прима Московского драматического театра Вера Попова и Констанция Роек из Малого – сделали «Бесприданницу» одним из самых популярных спектаклей в СССР. Книга рассказывает и о том, как “прочли” классическую пьесу современные постановщики – Пётр Фоменко, Юрий Соломин и Лев Эренбург.
«Бесприданница» Александра Островского – произведение сложное и многогранное. Это пьеса не только о любви, но и «о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам”. Эта пьеса актуальна в любые времена», – замечают во вступительной статье Светлана Семиколенова и ее заместитель Мария Фёдорова.
Изобразительный ряд в книге – репродукции произведений искусства из собрания Бахрушинского музея. В число иллюстраций вошли эскизы костюмов, декораций, театральных занавесов, которые были использованы в спектаклях по этой пьесе, а также старинные фотографии различных постановок, сделанные в начале XX века.
В 2023-м, юбилейном для Островского году, книжная серия Бахрушинского музея, посвященная 200-летию драматурга, пополнится еще тремя книгами: будут изданы пьесы «Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые» и «Доходное место».