Среда , 4 декабря 2024

Николай Андронов и Наталия Егоршина. Портрет в интерьере.

С 17.02 до 12.03.2023 в ВЗ Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате.

В Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате открывается выставка «Николай Андронов и Наталия Егоршина. Портрет в интерьере».

На выставке представлены станковые произведения Народного художника РФ, лауреата государственной премии СССР, академика РАХ, профессора Н.И. Андронова (1929-1998) и члена-корреспондента РАХ Н.А. Егоршиной (1926-2010). В разные годы проходили совместные выставки этих художников в Москве (ЦДХ), в Санкт-Петербурге (ГРМ), в Вологде (ВКГ) и за рубежом.

Объединяли их не только супружеские узы, но и основные творческие принципы и живописно пластические приёмы. В жанре портрета достаточно наглядно прослеживаются творческие методы и задачи художников. Стремление раскрыть духовные качества и индивидуальность персонажа наиболее полно раскрываются на фоне интерьера. Единомышленники и соратники Андронов и Егоршина достигают разные и совершенно не похожие друг на друга результаты.

Экспозиция включает картины разных периодов, это ретроспекция с начала 1960-х годов практически охватывает весь творческий путь. Выставка представляет имена и живописное наследие двух талантливых, самобытных русских художников второй половины XХ века.

Мастера станковой живописи – Николай Андронов и Наталия Егоршина относятся к знаменитому поколению «шестидесятников». Однако художники были единомышленниками и союзниками не только в творчестве, но и в жизни. Они полюбили друг друга и поженились, будучи студентами Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. И прожили вместе почти полвека! Рука об руку прошли долгий и достойный путь в искусстве. При этом он у каждого был свой.

Проследить эти пути поможет ретроспективная выставка произведений Николая Андронова и Наталии Егоршиной. Зрители увидят работы разных периодов – практически, весь творческий путь живописцев, с начала 1960-х годов и до конца их жизни. Николай Андронов и Наталия Егоршина были одними из тех, кто так дерзко, по-революционному заявили о себе в живописи во времена «оттепели», бросив настоящий вызов «старому» искусству, нарочитому пафосу и идеализированным образам советского соцреализма.

Николай Андронов известен как один из основоположников, так называемого, «сурового стиля», который ярко проявился в отечественном искусстве в конце 1950-х – начале 1960-х годов, но просуществовал всего несколько лет (дальше художники пошли каждый своей дорогой). Мастера этого стиля ушли от романтики соцреализма и воспевали в полотнах героику трудовых и сельских будней, каждодневный труд людей суровых профессий.

Их строгий и лаконичный живописный язык с неяркой палитрой, резкими, контрастными мазками и намеренно будничными, совсем не парадными сюжетами, как, например, в картине Андронова «Плотогоны» или Павла Никонова «Геологи», воспринимался остро критически в официальных художественных кругах. В подобной ситуации живописцы нередко стремились обрести благоприятную духовную и природную среду.

Для Андронова такой средой стало Ферапонтово. Художник влюбился в этот северный край и его жителей. Знакомство с селами и монастырями, погружение в мир особенных красок фресковой живописи внесло в творчество Николая Андронова глубокую духовную созерцательность и поиски внутренней, неброской, но истиной красоты и гармонии.

Обосновавшись в Ферапонтово, живописец был всерьёз увлечен разгадкой особой палитры и качества «вечных» красок Дионисия. Он искал и находил в этих местах самые чистые по цвету камни, растирал их, как делал это по легенде сам Дионисий, добавлял на палитру, пытаясь добиться искомой чистоты контраста при скромности звучания неярких оттенков. И это ему в избытке удалось, о чем свидетельствуют показанные на выставке работы.

Наталия Егоршина была постоянной спутницей и соратницей своего мужа. Много лет работала с ним в одних мастерских. Тем не менее, она всегда умела сохранять свою самостоятельность, поэтому ее художественная манера неизменно оставалась индивидуальной.

В своих произведениях Наталия Егоршина смело отказывалась от лишних деталей, сохраняя при этом конструктивность полотен посредством гармонизации колорита, соотнесённости одного цвета с другим, удачной компоновки причудливо окрашенных поверхностей холста.

Мотивы её живописи вполне традиционны: среднерусский или северный пейзаж, портрет мужа или дочери в интерьере, автопортрет и другие внешне незамысловатые сюжеты, но решенные изысканно и темпераментно. В непосредственности жеста, всегда присутствующего в живописи Егоршиной, зримо чувствуется импрессионистическое мироощущение, основанное на понимании драгоценности каждого запечатленного мига бытия.

В целом, настоящая ретроспективная выставка творчества Николая Андронова и Наталии Егоршиной сможет вновь привлечь заслуженное внимание зрителей к этим, бесспорно, достойным и выдающимся фигурам в отечественном искусстве второй половины ХХ века.

 

 

Информация (на 13.02.2023):

Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате.

Адрес: улица Арбат, дом 55/32, вход со стороны Денежного переулка.

Ближайшая станция метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00. Понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.

Стоимость билетов: взрослые 150 рублей, льготные категории – 50 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

http://www.pushkinmuseum.ru/

 

Смотреть еще

Николай Андронов и Наталия Егоршина. Ферапонтово. Портрет в интерьере. Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Николай Андронов и Наталия Егоршина. Ферапонтово. Портрет в интерьере.

С 31.05 до 30.09.2024 в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *