Пушкинский музей продолжает проводить лекции и дискуссии с кураторами, научными сотрудниками и приглашенными экспертами в рамках образовательной программы к выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».
В октябре 2022 года вы узнаете, на какие средства были созданы уникальные художественные коллекции Морозовых, какие приобретения можно считать наиболее удачными, как Мандельштам связан с французской живописью и о многом другом. Лекции и дискуссии будут проходить в Итальянском дворике, а в экспозиции выставки можно будет присоединиться к встречам с кураторами.
Подробнее о выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – http://cultobzor.ru/2022/05/brat-ivan-kollektsii-mihaila-i-ivana-morozovyh/
Билеты на все события образовательной программы доступны на сайте – https://morozov.pushkinmuseum.art/programm
Расписание событий на октябрь 2022:
6 октября в 19:00
Лекция Елены Николаевой «Семья Морозовых и их благотворительная деятельность»
Лекция посвящена благотворительной деятельности семьи Морозовых, той ее ветви, которую называли «Морозовы-Тверские или Абрáмовичи». Представители этой семьи внесли значительный вклад не только в русскую культуру, создав уникальные коллекции живописных шедевров, представленных на выставке, но и в социальную сферу Москвы. Так, щедрое пожертвование Варвары Алексеевны Морозовой положило начало созданию Клинического городка на Девичьем поле, ею же в память об Иване Сергеевиче Тургеневе была основана первая в Москве городская общедоступная библиотека-читальня.
Не отставали от матери и сыновья, которые много лет занимались благотворительной деятельностью. Михаил Абрамович Морозов, будучи членом комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III, за свой счет оформил зал греческой скульптуры. Он также много сделал для становления и развития профессионального музыкального образования, являясь директором Русского музыкального общества и казначеем Московской консерватории.
Подробности жизни и деятельности этих и других видных благотворителей из рода Морозовых слушатели узнают на лекции.
Елена Николаева — заведующая отделом редкой книги и мемориальной работы Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева.
13 октября в 19:00
Лекция Галины Ульяновой «Источник богатства Морозовых – Тверская мануфактура (1859–1918). Мать и три сына во главе бизнеса»
На какие деньги были созданы уникальные художественные коллекции Морозовых? На доходы от производства хлопчатобумажных тканей, которые, по словам современников, славились добротностью, красотой и разнообразием рисунков при дешевизне, привлекавшей покупателей.
На промышленной выставке 1870 года Морозовы получили право изображения государственного герба на изделиях и вывесках «за ситцы, замечательные по разнообразию манеров, колеров, … за обширное производство, отличное устройство фабрики и за попечение об улучшении быта рабочих».
Во главе фабрики 35 лет стояли Варвара Морозова и ее три сына – Михаил, Иван и Арсений. Владельцы «Тверской мануфактуры бумажных изделий» Морозовы входили в число самых богатых представителей купечества в России.
Галина Ульянова – доктор исторических наук, исследователь истории купечества
27 октября в 19:00
Лекция Ильи Доронченкова «Осип Мандельштам и французская живопись»
В 1928 году Осип Мандельштам окончательно поселился в Москве. Тогда же он стал частым посетителем Государственного музея нового западного искусства, объединившего в стенах морозовского особняка на Кропоткинской улице коллекции новой французской живописи, до революции принадлежавшие братьям Щукиным, братьям Морозовым и другим московским собирателям.
Такой интерес к новой живописи мог показаться неожиданностью: в предыдущие годы интерес поэта к пластическим искусствам ограничивался архитектурой – его читателям должны были быть памятны стихотворения об Айя Софии, парижском Нотр-Дам и петербургском Адмиралтействе.
Теперь же из диалога с французскими живописцами импрессионизма и постимпрессионизма родились ставшее знаменитым стихотворение «Импрессионизм» («Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…») и несколько страниц в прозаическом «Путешествии в Армению».
На лекции мы постараемся доказать, что эти строки и страницы – свидетельство мощного переворота, который мировоззрение Мандельштама переживало в начале 1930-х годов, и проследить плоды этого процесса в других созданиях поэта тридцатых годов.