Суббота , 20 апреля 2024

Выставка произведений Бориса Сергеевича Угарова.

С 28.09 до 30.10.2022 в МВК РАХ Галерея Зураба Церетели.

Российская Академия Художеств представляет выставку произведений народного художника СССР, действительного члена и президента (1983-1991) Академии художеств СССР, профессора Бориса Сергеевича Угарова (1922-1991). Проект, посвященный 100-летию со дня рождения художника, продемонстрирует более восьмидесяти работ из семейного собрания.

Борис Угаров — выдающийся мастер русской реалистической живописи второй половины ХХ века, творчество которого принадлежит золотому фонду русского искусства, автор масштабных исторических полотен, портретов, пейзажей, крупный общественный деятель, замечательный педагог.

Вся творческая жизнь Бориса Угарова теснейшим образом была связана с Академией художеств и Институтом им. И.Е. Репина, где он продолжал преподавать до конца жизни и воспитал не одно поколение талантливых художников. С 1952 года он начинает работу в институте ассистентом кафедры рисунка, с 1971 года — профессор живописи и композиции.

В 1973 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, с 1975 — председатель Ленинградского отделения Союза художников СССР. С 1977 года Борис Угаров — ректор института им. И.Е. Репина, с 1978 года – действительный член АХ СССР, с 1983 до 1991 года — президент Академии художеств СССР.

Для Академии деятельность Бориса Угарова, человека широких культурных интересов, привязанностей и пристрастий, была чрезвычайно значима. При Угарове-президенте вопросы живописного качества в Академии художеств обретали подлинный смысл. Именно с общей культурой художника связывал он возможность развития таланта. При Угарове стала расширяться связь Академии с регионами России.

Он придавал важнейшее значение искусствоведческой науке и критике, стремился к тому, чтобы Академия пополнялась талантливейшими современными художниками и искусствоведами различных стилевых направлений. В сложной, зачастую полной драматизма исторической ситуации, президент Угаров искренне полагал, что Академия художеств должна взять на себя сложнейшую миссию дальнейшего собирания высших творческих ценностей в области всех пластических искусств.

«Нам важно сегодня … подумать и решить, каким должно быть искусство завтрашнего дня, надо гнать скуку с наших полотен, надо больше учиться, больше знать и не уставать удивляться» — писал Борис Сергеевич Угаров.

В своей напряженной разноплановой деятельности он оставался, прежде всего, художником, тонко чувствующим, глубоко ранимым. Родная природа и человек, связанный с этой землей, были главными стимулами его творчества.

Переломные моменты истории страны, увиденные глазами живописца, нашли пластическое воплощение в цикле монументальных полотен: «В колхоз. Год 1929»; «На рудниках. Год 1912»; «Октябрь»; «За землю, за волю!», «Декрет о земле»; «Июнь. 1941 год»; «Возрождение». Всенародное признание и любовь получила картина «Ленинградка. В 1941-м» — «…сквозь грозный лик войны и страданий автор смог рассмотреть и утвердить красоту образа человека, как пример высокой нравственности».

Проникновенный пейзажист, Борис Угаров в самом простом сюжете открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но притягательную красоту исчезающей русской деревни. Обладая своим индивидуальным живописным стилем, его пейзажи по образному строю, тонкости цветовых решений сродни работам Левитана, Коровина, Серова, Туржанского, творчество которых он знал и любил. Пейзажи Угарова — это поэтический рассказ о России, в каждом — свое настроение, удивительно точно подмеченное состояние природы, цельность образа, уравновешенная, гармоничная живопись.

Передача внутреннего мира близких по духу людей свойственна портретам живописца, чаще всего он обращался к образам своих родных. Возможность наблюдать человека часто, в разных ситуациях, рождает глубоко индивидуальный образ, совершенный в живописном решении. Мастер пишет их с большой любовью, бережно и деликатно воссоздавая на холсте потаенную жизнь души и особенности характера каждого.

Неоднократно Борис Угаров обращался к образу Александра Сергеевича Пушкина. «Пушкин лучше всех нарисовал себя сам» — говорил художник, но он искал «своего Пушкина». В произведениях автора — это не конкретный, человек, но образ поэта. Достаточно похожий, он увиден как бы в воспоминании, «когда все лишнее стирается, остается главное — дух поэзии, красоты, единение человека и природы, будь то пейзаж Тригорского или Михайловского, …или набережная реки Мойки в белую ночь, или мостик Зимней канавки на фоне вздувшейся Невы…».

Представленная зрителю выставка дает возможность не только соприкоснуться с частью художественного наследия Бориса Сергеевича Угарова, раскрыть мир его образов, оценить его талант, масштаб творческих поисков, но и вспомнить его как человека широкой души и доброго сердца.

Текст подготовлен на основе статьи Татьяны Бушминой (Угаровой) и вице-президента РАХ А.А. Золотова.

 

 

Информация (на 23.09.2022):

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели.

Адрес: улица Пречистенка, дом 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

https://www.rah.ru

 

Смотреть еще

Галерея искусств Зураба Церетели Выставка Ленинград-Петербург Живопись Диалог эпох

Ленинград-Петербург. Живопись. Диалог эпох.

С 01.12.2023 до 28.01.2024 в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *