Пятница , 29 марта 2024

Предметное – Беспредметное. Художники Нижнего Тагила.

С 21.09 до 16.10.2022 в МВК РАХ Галерея Зураба Церетели.

Российская академия художеств и Нижнетагильский музей изобразительных искусств представляют выставочный проект «Предметное / беспредметное. Живопись, графика тагильских художников второй половины ХХ века из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств», демонстрирующий особенности регионального искусства за более чем полувековую историю. Экспозицию составили 108 произведений живописи и графики, из которых 92 находятся в коллекции музея, а 16 хранятся в собственных собраниях художников.

Выставка проходит в рамках празднования 300-летия Нижнего Тагила, в котором в годы Великой Отечественной войны зародилась особая культурная среда, ставшая в 1990-е годы, по замечанию известного искусствоведа А.М. Кантора, одним из ведущих художественных центров Урала и Сибири. В своем развитии тагильское искусство не имело острой социальной или политической конфронтации, оно развивалось циклично и поступательно, тождественно основным постулатам, этапам и требованиям времени.

Диапазон влияний на творчество тагильских мастеров был весьма широк: официальное отечественное искусство, деятельность художников второй волны авангарда, мировое искусство, знакомое по московским международным выставкам 1950–1960-х. Особенно важны были творческие поездки тагильских художников в 1980-е годы за рубеж и на творческие дачи, не прошло бесследно и участие в международных выставках печатной графики.

Все это дало толчок к формированию в искусстве Нижнего Тагила особого художественно-пластического языка, знаково-символических и ассоциативных высказываний, проявляющихся в диапазоне «предметное / беспредметное». В тагильском искусстве появились объединяющие особенности: использование опыта мирового искусства, повышенное внимание к собственно профессиональным проблемам, стремление к изображению в знаковых формах надсобытийных явлений, многомерность творческого мышления.

Тагильское искусство разнообразно с точки зрения тематики и художественно-пластического языка. На выставке эстампы Владимира Зуева, в которых сложная комбинация печатных техник сочетается с интеллектуально-философской глубиной, расположены по соседству с работами Алексея Константинова, прошедшего путь от «гогеновского» приема отражения действительности 1960-х до абстрактного экспрессионизма 1980-1990-х.

Игра в формирование абстрактного графического пространства в живописи Владимира Наседкина представлена рядом с глубоко личным размышлением о вечных человеческих сюжетах и истинах Татьяны Баданиной. Микрокосм макрокосмического восприятия мира Николая Грачикова вступает в диалог с абстрактными художественными предчувствованиями, «прочитанными» через ассоциации Сергеем Брюхановым.

Проявляя и переживая в себе особенности развития отечественной культуры, история тагильского искусства продолжается и сейчас. Здесь предметно-беспредметное высказывание, как и ранее, вплетается в ткань художественного произведения и создает высокое напряжение смысла, усиленное индивидуальной манерой каждого из художников-тагильчан.

Материал подготовлен на основе статьи Н.А. Гундыревой.

 

 

Информация (на 20.09.2022):

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели.

Адрес: улица Пречистенка, дом 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

https://www.rah.ru

 

Смотреть еще

Выставка Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели

Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде.

С 20.12.2023 до 04.02.2024 в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *