С 14.09.2022 до 17.01.2023 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.
Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге открывает выставку «Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ» – выставочный проект, посвященный маскам и их функциям в культуре разных народов.
«Маски… Это слово имеет разные значения. Это и защита от вредных воздействий окружающей среды, например, медицинские маски, ставшие недавно столь актуальными, или маски, защищающие от жара пламени и яркого света сталевара или сварщика. Это и средство, скрывающее лицо с целью не быть узнанным. Это и косметические маски, служащие для оздоровления кожи. И многое другое. Но все перечисленное – это маски, являющиеся чисто утилитарным средством, отвечающие той или иной утилитарной потребности.
Но есть и иные маски. Маски, превращающие носящего их человека в иное существо, маски, изображающие иное существо, маски, символизирующие иное существо» – рассказывает автор выставки, кандидат исторических наук, хранитель фонда «Архаические верования и религии Древнего мира» Татьяна Дмитриева.
В экспозицию вошло более 130 экспонатов: ритуальные маски чукчей для праздника Куреткуна, боевые шлемы тлинкитских воинов, маски мистерии Цам и маски-наголовники народов Африки, театральные маски и декоративные маскароны. Среди самых необычных экспонатов – чукотская маска из шкуры с головы волка, церемониальный наголовник тлинкитского вождя, маски, изображающие персонажей буддийского пантеона – Яму, Лхамо, Куберу, Джамсарана, маски для обрядов инициации.
Многие народы считают, что маска обладает душой, которая может переселяться в надевшего ее человека: именно она придает ему свойства изображаемого персонажа и сверхчеловеческую силу. По словам этнографа Фаттера, маска имеет удивительную способность мистического перевоплощения.
«В ней человек является в новой сущности: мертвым, духом или животным… Причем речь идет не о представлении и не об исполнении некоей роли, а об остро переживаемом ощущении перевоплощения». Не удивительно, что в Западной Африке облачившиеся в маски люди-пантеры и люди-леопарды являют чудеса необузданной силы и дикой ярости.
Создание ритуальной маски является обрядовым действием, окруженным атмосферой тайны и мистики. Так, например, у народов Африки изготовление ритуальных масок было прерогативой мастеров кузнечных дел, обладавших в глазах соплеменников магическими свойствами. Процесс изготовления масок нередко завершался ритуалом ее оживления, своего рода «открывания глаз».
Представленные на выставке маски различаются по внешнему виду, конструкции, размерам, способу ношения и функциям в культуре. Наряду с ритуальными масками экспонируются скульптурные изображения, которые внешне выглядят как маски-личины, но функционально ими не являются. Таковы, например, маскароны – детали архитектурных сооружений, служившие первоначально также в качестве апотропеев (предметов для защиты от злых сил), но с течением времени утратившие это значение и служившие декоративным целям.
Информация (на 14.09.2022):
Государственный музей истории религии.
Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Время работы:
Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.
Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.
Среда – выходной день.
Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов: