Среда , 4 декабря 2024

Москва Георгия Мотовилова.

Георгий Иванович Мотовилов (1892-1963) – выдающийся русский советский скульптор, мастер рельефа, автор известных монументальных памятников, ставших знаковыми для многих городов России.

Именно Георгию Мотовилову своим неповторимым обликом не в последнюю очередь обязано Московское метро; именно он первым предложил и начал создавать для него сюжетные рельефы. С его именем связано не только множество изображений на станциях подземки, но и на зданиях ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, МГУ имени Ломоносова, других архитектурных объектах столицы.

Творчество Георгия Мотовилова стало неотъемлемой частью архитектурного пространства Москвы, во многом формировало и влияло на его развитие. Его лучшие произведения стали классикой отечественного искусства, визитной карточкой «большого стиля» середины 20 века. К сожалению, не все работы скульптура дошли до нашего времени – например, знаменитая статуя балерины на здании по адресу улица Горького, 17…

К 130-летию скульптора мы подготовили маршрут «Москва Георгия Мотовилова».

Советуем также прочитать статью Ильи Комова «Тайна высокой формы» о творчестве Г.И. Мотовилова – http://cultobzor.ru/2022/06/georgij-ivanovich-motovilov-1892-1963/

  

 

Памятник писателю Алексею Николаевичу Толстому.

Проект памятника был разработан скульптором Георгием Ивановичем Мотовиловым и архитектором Леонидом Михайловичем Поляковым. Торжественное открытие монумента состоялось 3 июля 1957 года.

 Место для памятника выбрано не случайно – поблизости, в доме 2/6 по улице Спиридоновка писатель провёл последние годы своей жизни — с 1941 по 1945 год. Здесь в 1987 году был открыт Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого.

 

 

Арка Северного входа ВДНХ.

Арка Северного входа ВДНХ — вход на Выставку достижений народного хозяйства, расположенный со стороны улицы Сергея Эйзенштейна. Арка сохранилась от довоенной выставки и была построена в 1938—1939 годах по проекту архитектора Леонида Михайловича Полякова.

Колонны арки украшены барельефами на сельскохозяйственную и индустриальную тематику работы Георгия Ивановича Мотовилова. К сожалению, два прекрасных барельефа на внутренних стенах арки, посвящённые животноводству и растениеводству, а также механизации труда, до наших дней не сохранились…

 

 

Рельефы на арке проезда жилого дома в Глинищевском переулке, дом 5/7.

Для знаменитого Дома актёров МХАТ в Глинищевском переулке, построенного по проекту архитекторов В. Н. Владимирова и Г. И. Луцкого, Георгий Мотовилов исполнил два барельефа: «Карнавал искусств» и «Парад физкультурников».

 

 

Барельефы над главным входом здания МГУ на Воробьевых горах.

На портале главного входа здания Московского государственного университета на Воробьевых горах расположен фриз, выполненный скульптором Георгием Мотовиловым. Скульптор изобразил процессию людей разных занятий и профессий, раскрывающую основную тему фриза — союз труда и науки. Горизонтально вытянутый фриз сопровождается надписью, разделяющей полотно на две части — «Дружба народов» и «Народ-созидатель».

 

 

Барельефы здания Государственного архива Российской Федерации на Большой Пироговской, дом 17.

Для здание Государственного архива группа советских монументалистов под руководством Георгия Ивановича Мотовилова создала семь барельефов, представляющих события Октябрьской революции 1917 года в Петрограде.

 

 

Станция метро «Электрозаводская».

В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» Георгия Мотовилова, изображающая трёх проходчиков с орудиями труда.

На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны работы Г.И. Мотовилова с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Джильберта.

Барельефы Георгия Мотовилова из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда. Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала.

 

 

Станция метро «Проспект Мира» – Кольцевая линия.

Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы». Массивные кубические пилоны подземного зала станции, называвшейся при открытии «Ботанический сад», Георгий Мотовилов украсил широкими керамическими фризами с круглыми медальонами, изображающими развитие ботаники в СССР, в обрамлении декора из листьев белого цвета с позолотой. На медальонах изображены агрономы, цветоводы и садоводы за работой.

 

 

Станция метро «Смоленская» – Арбатско-Покровская линия.

На торцевой стене центрального зала станции «Смоленская» на постаменте из светлого мрамора установлен барельеф, созданный Георгием Мотовиловым «Защитники Родины в Великой Отечественной войне» («Сражение»): на фоне развивающихся знамен защитники Родины с оружием в руках смело идут в наступление на врага.

 

 

Станция метро «Новокузнецкая».

Для станции «Новокузнецкая» Георгий Иванович Мотовилов выполнил медальоны с барельефами, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, размещенные над проходами в наземном вестибюле.

 

 

Станция метро «Комсомольская» – Кольцевая линия.

Купол вестибюльного зала необычного восьмиугольного объема украшен лепниной и фигурными барельефами Георгия Мотовилова на тему «Созидательный труд советского народа».

 

 

Станция метро «Октябрьская» – Кольцевая линия.

В кассовом и эскалаторном залах расположены барельефы работы Г. И. Мотовилова, изображающие воинов с оружием, Боевые знамёна Советской армии и девушек, являющихся олицетворением Славы.

 

 

Станция метро «Парк Культуры» – Кольцевая линия.

Вестибюль станции украшен четырьмя штукатурными барельефами Георгия Мотовилова, размещёнными на потолочном своде.

 

 

Один комментарий

  1. Иван Казанский
    Я преклоняюсь перед этим человеком. Мне посчастливилось быть в студентах при нём. К великому огорчению , он умер перед дипломным годом, в самый разгар лета. Больно было очень. Остались, правда, годы его преподавания, связанные с его поразительным умением передавать любовь и уважение к искусству скульптуры. До сих пор не проходит радость от встреч с Георгием Ивановичем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *